Владимир Шлаин

Паучья сеть

(ассасины — террористы Средневековья)


Что было, то и будет;
и что делалось, то и будет делаться,
и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят:
«смотри, вот это новое»; но это
было уже в веках, бывших прежде нас.
(Книга Экклесиаста)

Так получилось, что мои родители избрали местом своего месячного отпуска город Геленджик. Море, солнце, относительно обустроенный пляж, маска, трубка, подводная охота и т.д. и т.п. Комнату они снимали, как правило, у одних и тех же хозяев, недалеко от моря. Так что Геленджик стал для меня еще одним городом детства. Когда я вырос, то стал приезжать туда со своей семьёй, а иногда и один. В один из своих приездов я застал там очень привлекательную молодую женщину (гремучая смесь татарской и еврейской крови). Она оказалась младшей дочерью хозяев. Оставила мужа-алкоголика и поселилась с двумя маленькими детьми у своих стариков-родителей. С целью завязать знакомство, она предложила мне почитать какой-то довольно объёмный исторический роман. О чём был этот роман, и кто был автор, я забыл. Помню, что действие происходило в двенадцатом веке — сначала в Грузии, а затем в Палестине во времена крестовых походов. В память врезался только эпизод, когда английский король Ричард Первый — лидер третьего крестового похода — прибыл в отдалённую горную крепость на переговоры со Старцем Горы — шейхом засевших там исмаилитов-низаритов. Низариты для достижения своих целей использовали политический террор с помощью специально подготовленных убийц-смертников — «фидаинов» или «ассасинов». Желая продемонстрировать королю Ричарду свою власть над людьми, шейх махнул рукой — и два ассасина бросились со стен крепости в пропасть.

Тогда, в Геленджике, ни в каком сне мне не могло привидеться, что пройдет совсем немного времени, и я буду жить в полутора часах езды на машине от неплохо сохранившихся развалин этой крепости на Голанских высотах, неоднократно бывать там и возить туда на экскурсии своих родственников и знакомых. Стоя у стен крепости, я всегда представляю в своём воображении конный отряд, поднимающийся по узкой горной тропе. Блестящие доспехи, знамёна, значки на копьях, а впереди — великан с рыжей гривой, выдающийся полководец своего времени, храбрый и жестокий английский король, получивший здесь, в Палестине, прозвище Львиное Сердце.

Исмаилиты–низариты

Шиитская каллиграфия, символизирующая Али — тигра Бога

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году мусульманство стало дробиться на отдельные течения. Сначала происходил политический раскол, который потом закреплялся в различии религиозных догматов, законов, в обычаях и, соответственно, в обрядах и праздниках. Первый крупный раскол — на суннитов и шиитов — произошёл по отношению к халифам, преемникам пророка Мухаммеда. Шииты считали, что преемником должен быть халиф из потомков пророка, а не выбранный лидер Последствия этого раскола мы до сих пор наблюдаем в кровопролитных войнах и революциях, сотрясающих Ближний Восток. Шииты тоже стали дробиться. В 765 году в их стане произошёл раскол, так как был лишён права наследования, а потом, видимо, отравлен старший сын шестого шиитского имама Исмаил. Движение исмаилитов приобрело большую силу, они захватили Каир и образовали Фатимидский халифат.

Исмаилизм стал практически самостоятельным религиозным течением: исмаилиты считали, что имам Исмаил не умер, а исчез, перейдя в новое состояние — «гайба» (отсутствиe), став «скрытым имамом» (учителем), который со временем появится как мессия. Их философские воззрения стали включать в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства. Интересно, что исмаилиты сохранились до наших дней и живут в разных странах мира, так например, население Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана состоит почти полностью из исмаилитов.

В конце XI века исмаилиты разделились на низаритов, считавших, что «скрытым имамом» — мессией — является старший сын Фатимидского халифа Египта Аль-Мустансира принц Низар, лишённый права наследования и впоследствии казнённый, и мусталитов, признававших Мустали, младшего сына халифа. Именно исмаилиты-низариты и использовали политический террор в своих целях. В настоящее время низариты проживают в Индии, Сирии, Таджикистане, Ираке, Омане и на Занзибаре.

Старец Горы

«Он стал добровольной жертвой и всю жизнь
горел на медленном огне чудовищного жертвенника;
он вскормил себя обманом и преступлениями,
возрос на жестокости и бесчестии,
подавил в себе свою неуемную жадность
и врожденную трусость ради того,
чтобы до самого конца света удержать в намертво
стиснутом кулаке свой стеклянный шарик, не
понимая, что жажда власти порождает лишь
неутолимую жажду власти, не понимая,
что насытиться властью невозможно не только
до конца нашего света, но и до конца всех иных миров».
(Гарсиа Маркес «Осень Патриарха»)


Среди исмаилитов выделялся человек по имени Хасан ибн Саббах. Он родился в середине одиннадцатого века и умер в 1124 году. В молодости он жил в большом торговом иранском городе Рее. Там было много поклонников исмаилитской ереси. Сам Хасан перешёл в исмаилизм после тяжёлой болезни, уверовав, что его спас тайный учитель для особой миссии. Он много учился, жил долгое время в Египте, где и сформулировал свои доктрины. «Цель религии — правильный путь к познанию бога. Познание бога разумом и размышлением невозможно. Познание возможно только личным поучением имама». Возникло мистическое радикальное движение, где только вождь знал истину, полученную от скрытого учителя (имама). Неграмотность поощрялась, вводился запрет на роскошь, проповедовалось равенство и слепое подчинение. За подчинение вождю — рай, остальным — ад. Человечество делилось на две категории — людей, последователей учения, и нелюдей — всех остальных. Моральная установка была очень проста — для достижения выгодной исмаилитам цели можно было использовать любые средства: подкуп, обман, сексуальное соблазнение, шантаж, предательство, убийство. В течение десяти лет Хасан ибн Саббах вёл проповедь в разных городах Ирана, вербовал сторонников. Зёрна его проповедей упали на благодатную почву. Местные неграмотные крестьяне ненавидели тюрок-сельджуков, традиционных суннитов, захвативших к тому времени Иран. Крупнейший исследователь исмаилизма В. Иванов пишет о Хасане ибн Саббахе: «Это был человек экстраординарной энергии и таланта, прирождённый вождь, который преуспел в совершении невероятного: он превратил мирное и подчинённое персидское крестьянство в удивительно упорных воинов».

Но Хасану ибн Саббаху нужна была реальная власть и надёжное укрытие, так как его секта стала подвергаться преследованию, и его разыскивали местные правители. Главным врагом Хасана ибн Саббаха стал просвещённый визирь сельджукского султана Низам аль-Мульк. Он чуть было не захватил Хасана. Соперничать с сельджуками Хасан не мог, поэтому он сделал ставку на захват отдалённых, малодоступных горных крепостей. Он облюбовал практически неприступную, стоявшую на двухсотметровой скале крепость Аламут («Гнездо Орла») в области Дейлем, к юго-западу от Каспийского моря; в крепости был источник воды. Захватили крепость без боя, подкупив коменданта. Следующим приобретением была крепость Ламасар, контролировавшая соседнюю с Аламутом долину, далее — крепость Шахриз. Исмаилиты внедрили туда своего человека под видом богатого купца, который постепенно, путем подкупа, получил должность коменданта и в одну из ночей впустил в крепость исмаилитов, вырезавших гарнизон. Местные власти пытались бороться, посылали войска, но безуспешно, а потом исмаилиты убили своего главного врага, великого визиря Низам аль-Мулька. Ассасин заколол его в палантине.

Вскоре скоропостижно, при таинственных обстоятельствах, умер и сам сельджукский султан. Воспользовавшись нестабильным положением в Сирии, исмаилиты, договорившись с правителем, получили еще ряд крепостей. Таким образом, появились иранские и сирийские ассасины, разделённые пространством, но управляемые из одного центра. Образовалась паучья сеть крепостей с центром в Аламуте. Фактически образовалось террористическое государство, которое просуществовало почти двести лет. Хасан ибн Саббах, находясь в Аламуте и получив прозвище «Старец горы», руководил этим государством, постепенно всё более и более становясь параноиком, подозревая всех и каждого, боясь выйти за стены крепости. Своих двух сыновей он убил, подозревая в измене. К концу жизни у него не оставалось наследников, и, умирая, он назначил коллективный орден управления из четырёх человек. После его смерти очень быстро из четырех человек в живых остался только один. Таковы законы волчьей стаи! Теперь каждый новый правитель стал называться «Старцем горы».

Знакомые истории, не правда ли? Если правитель коррумпирован, сластолюбив, лжив, злоупотребляет алкоголем — то это плохо, иногда очень плохо, но все эти качества — порождения человеческих слабостей и пороков. А вот если к ничем не ограниченной власти приходит харизматичный аскет, вооружённый какой-нибудь великой идеей, то жди большой беды. Ибо любая самая замечательная идея неизбежно превратится в идею личной власти и собственной непогрешимости.

Подготовка убийц

В английском языке слово ассасин (assassin) является синонимом слова (killer) киллер. И англичане вряд ли подозревают, что слово «ассасин» происходит от слова «гашишин», занесенного крестоносцами в Европу. Гашишинами называли зомбированных гашишем, специально подготовленных убийц-смертников. Центр подготовки гашишинов был создан исмаилитами в крепости Ламасар. Хасан ибн-Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершающей стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Предпочтение отдавалось сиротам. Перед тем как попасть во внутреннюю часть замка, кандидату сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Их обучали терпению ждать месяцами, а иногда и годами своего акта, умению незаметно подкрадываться к жертве, преодолевать городские препятствия, молчать под пытками, перевоплощаться в нищих, крестьян и слуг.

При их подготовке использовались наркотики и местные девушки из дейлемитских деревень, которые, согласно их обычаям, не обязаны были соблюдать целомудрие до брака.


Сохранилось следующее описание знаменитого путешественника Марко Поло:

«Содержал старец при своем дворе тамошних юношей от двенадцати до двадцати лет. Были они как бы под стражей и знали понаслышке, как Мухаммед, их пророк, описывал рай… Приказывал старец вводить в этот рай юношей, смотря по своему желанию… и вот как: сперва их поили, сонными брали и вводили в сад. Там их будили. Проснётся юноша и поистине уверует, что находится в раю, а жёны и девы весь день с ним, играют, поют, забавляют его, всякое его желание исполняют… Захочет старец послать кого из своих убить кого-нибудь, приказывает он напоить юношей, сколько пожелает; когда же они заснут, приказывает перенести их в свой дворец. Проснутся юноши во дворце, изумляются, но не радуются, оттого что из рая по своей воле они никогда бы не вышли. Идут они к старцу и, почитая его за пророка, смиренно ему кланяются, а старец их спрашивает, откуда они пришли. Из рая, отвечают юноши… Захочет старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассасинов, посылает он многих из них в недалекие страны с приказом убивать людей; они идут и приказ его исполняют; кто останется цел, возвращается ко двору. Случалось, что после смертоубийства они попадают в плен и сами убиваются… Скажу вам по правде, много царей и баронов из страха платили старцу дань и были с ним в дружбе».

Убийство Раймундa II, графа Триполи

Графство Триполи на территории современного Ливана и Сирии было последнее из четырёх государств, образованных крестоносцами после Первого Крестового похода. Граф Триполи Раймунд Второй имел богатую военную биографию — битвы, осады, плен и т.д и т.п.

Граф активно использовал для охраны границ рыцарей ордена Госпитальеров (впоследствии после изгнания получивших имя Мальтийских рыцарей), известных своей храбростью и стойкостью. Он подарил им внушительную крепость на пути из Дамаска к Средиземному морю. Такая политика совершенно не устраивала исмаилитов. Они не желали видеть у себя под носом столь внушительную военную силу.

Печать Раймунда II


Шёл 1152 год, у старого графа (аж 37 лет — почти предельный возраст для того времени) возникли большие проблемы с его молодой женой Годиэрной де Ретель (дочерью Иерусалимского короля), женщиной своенравной и независимой. Упорно ходили слухи, что граф «рогоносец», и его дочь рождена от другого мужчины. Конфликт зашёл так далеко, что мирить их приехала сама Иерусалимская королева. Она решила на время забрать жену графа в Иерусалим. Граф с охраной поехал их проводить. Когда Раймунд возвращался, у ворот города его поджидала делегация христиан-маронитов (древней ливанской католической церкви) в коричневых сутанах, лица их закрывали черные косички, в руках — прошения. Марониты незаметно оттеснили охрану, создав кольцо вокруг графа. Внезапно они сбросили сутаны, отбросили прошения, достали кривые ножи с красными ленточками на рукояти и буквально искромсали графа — ассасины в облике маронитов!

Охрана графа устроила дикую резню, убивая всех подряд, в каждом подозревая ассасина.

После смерти графа регентшей стала его неверная жена. Может, она и «заказала» своего мужа? Граф был первым христианином, которого убили ассасины.

Убийство христианского короля Иерусалима

Двадцать восьмого апреля 1192 года новый Иерусалимский король (правда, уже без Иерусалима), Конрад Монфератский, ещё не успевший получить корону, выехал на конную прогулку по улицам Тира в сопровождении охранников. К ним подошли двое нищих с протянутыми руками. Пока охрана доставала кошельки, нищие сбросили свои лохмотья и оказались в одежде ассасинов — белая амета (холщевый комбинезон) и красная лента — символы смерти в исламском мире. Они моментально вонзили свои кинжалы в тело короля. Одному из них тут же размозжили голову палицей, но другой бежал, прекрасно владея искусством преодоления городских препятствий, и получил убежище в одной из церквей. Через несколько дней, узнав, что Конрад еще жив, он проник в его резиденцию, убив охранника, и, зайдя в опочивальню, добил короля. Был схвачен и под жестокими пытками умер, не сказав ни слова. Какой сюжет для исторического триллера!

Так кому же была выгодна смерть Иерусалимского короля?

Дело в том, что к концу двенадцатого века н.э в Палестине сложилась очень сложная политическая обстановка. Летом 1187 года в битве при Карней Хиттин (недалеко от Генисаретского озера) Саладин наголову разбил объединённое войско крестоносцев и захватил в плен христианского короля Иерусалима Ги де Лузиньяна, а зимой захватил и сам Иерусалим. Королевство Крестоносцев оказалось на грани краха. Высадившийся в 1189 году в Палестине английский король Ричард помог местным силам крестоносцев захватить Акру (Акко) и отбил у Саладина ряд прибрежных крепостей, нанеся ему существенное поражение у крепости Арсуф. Однако, освобождать Иерусалим он не решился, хотя был всего в пяти километрах от него. Будучи умным военачальником, он боялся отрываться от кораблей поддержки.

Встал вопрос о престолонаследии. Дело в том, что законная прямая наследница Иерусалимского престола королева Сибилла умерла, а её муж опозорил себя пленом и тем, что за своё освобождение заплатил сдачей крепости Аскалон (Ашкелон). Сложились две политические партии. Одна во главе с очень яркой фигурой того времени Конрадом Монфератским, которого поддерживал его двоюродный брат, Австрийский герцог, а другая во главе с герцогом Генрихом Шампанским, ставленником и племянником короля Ричарда. Победила партия Конрада Монфератского.

Конрад Монфератский происходил из небольшого северо-итальянского княжества Монферат. Был он, по характеристикам современников, смел, благороден, коварен и невероятно честолюбив. Он отправился на войну в Святую Землю вместе со своим отцом. Отец попал в плен в битве при Карней Хиттин. Когда Саладин осадил Тир (город в современном Ливане), то Конрад сумел с моря прорваться в осаждённый город и возглавить его оборону. Тогда Саладин обьявил, что он казнит отца Конрада, если тот не сдаст город. Конрад появился на стене крепости с натянутым луком в руках и прокричал, что он скорее сам убьет отца, чем сдаст город и станет предателем. На Саладина это произвело такое впечатление, что он освободил отца Конрада и снял осаду Тира.

Поразительно, сколько было энергии и авантюризма в людях того времени. Ведь у большинства из них жизнь была очень короткой. Предшественник Конрада, Ги де Лузиньян, за свою жизнь успел побывать в изгнании за убийство герцога Солсбери, был паломником, Иерусалимским Королём, побывал в плену у Саладина, опять жил в изгнании, осаждал Акру, стал королём Кипра, провёл там реформы и умер в 44 года. Сам король Ричард умер от раны в 41 год. Я уже не говорю о мореплавателях в эпоху великих географических открытий, которые ступали на палубу корабля, зная, что едва ли четверть вернётся обратно. Однако вызывает удивление, как в те времена благородство сочеталось с коварством и душегубством. Ричард, который считался символом рыцарства, подавивший в Англии еврейские погромы, обезглавив зачинщиков, по всем английским графствам разославший указ о запрещении нападений на евреев, после взятия Акры со спокойной совестью казнил почти три тысячи пленных, не получив за них желаемого выкупа от Саладина. Так что гуманистом его назвать трудно, и сердце у него было действительно львиное.

Ричард Львиное Сердце

Поэтому существует довольно правдоподобная версия, которую разделял и Вальтер Скотт, что Конрада Монфератского «заказал» Ричард во время своего визита в крепость исмаилитов-низаритов. Королём Иерусалима стал Герцог Шампанский, но и он через пять лет погиб таинственным образом, выпав из окна своей резиденции в Акре. Вполне возможно, что ассасины исполнили очередной «заказ».

Неудачные покушения


Видимо, Саладин (Салах ад-Дин), по происхождению курд из Tикрита, родоначальник новой царской династии в Египте, был действительно очень неординарным человеком и обладал рыцарскими качествами, удивительными для восточного правителя.

После захвата Иерусалима он не устроил по обычаям того времени резню мирного населения, как это сделали крестоносцы во времена первого крестового похода.

Он даровал жителям жизнь и возможность выкупить свободу, а кроме того, гарантировал неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим. За это он пользовался большим уважением в христианской Европе. Когда его основной противник, король Ричард, болел, он присылал к нему своего врача, а когда под Ричардом пала лошадь, он подарил ему пару дорогих скакунов. Ричард сам о нём отзывался восторженно. Исмаилиты люто ненавидели Саладина, ведь он сверг исмаилитскую Фатимидскую династию в Египте.

Согласно легенде, проснувшись однажды утром, Саладин обнаружил у изголовья кривой нож ассасинов — предупреждение Старца Горы. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. Саладин оказался для исмаилитов крепким орешком — был умён, осторожен и умел подбирать верных и неподкупных людей в свою охрану. Все покушения на него ассасинов закончились провалом, и они либо были перебиты охраной, либо совершили самоубийство, либо окончили свои дни на плахе. Умер Саладин 4 марта 1193 года от жёлтой лихорадки.

Портрет Эдуарда Первого в Вестминстерском аббатстве

Английский принц Эдуард, впоследствии английский король Эдуард Первый (по прозвищу Длинноногий — за огромный по тому времени рост под метр девяносто) в молодости был очень строптивым и за это был послан своим отцом-королем защищать Святую землю, подальше от английских берегов и от борьбы за королевскую власть. Эдуард обладал огромной физической силой, доставшейся ему от двоюродного дедушки — короля Ричарда Львиное сердце. Он был очень достойным крестоносцем и, как и его дедушка, хорошим полководцем. Правда, в отличие от дедушки, его сравнивали с леопардом за необузданные вспышки гнева. Однажды, во время отдыха, в то время когда он слушал музыку и был безоружен, на него напал замаскировавшийся под одного из слуг ассасин с отравленным кинжалом, но Эдуард, обладая значительной физической силой, сумел одолеть и убить его. Правда, он получил ранение в руку и потом долгое время болел.

Эдуард прожил долгую жизнь, стал выдающимся королем, сумев присоединить Уэллс к британской короне. По мнению британских историков, своими нововведениями и политикой он заложил основы современной Англии.

Конец Аламута

Хулагу разрушает крепость Аламут. Персидская миниатюра XVI века

Со временем государство ассасинов стало ослабевать. Очень высокая политическая конкуренция, не сдерживаемая никакими моральными нормами, привела к тому, что практически все правители низаритов, стоявшие во главе террористического государства, умерли не своей смертью, а в результате заговоров. Стали усиливаться сепаратистские тенденции. Сирийские крепости назиритов откололись от Аламута, не желая исполнять его волю. Дошло до того, что один из правителей провозгласил себя «скрытым имамом» (на это не отваживался даже Хасан ибн Саббах), объявил эру милосердия, прекратил репрессии и убийства. Но это его не спасло: вскоре он был убит в результате очередного заговора, а его сын потом, в свою очередь, жесточайше расправился с заговорщиками. Боевой дух и мотивация ассасинов стали падать. Окончательно прикончили Аламут монголы, вторгшиеся в Иран. Они осадили крепость, и последний шейх, проявив слабость духа, сдался на милость победителя. Сирийские крепости ассасинов были захвачены мамелюкским египетским султаном Бейбарсом, который остановил и разбил монголов на территории современного Израиля у ручья Эйн Харод (Айн Джалут).

Таким образом, низариты попали в тиски меж двух мощных враждующих армий. Ассасины практически все были перебиты. Маленькая группа уцелевших, получившая название «аинсарии», спряталась в недоступных горных районах, продолжая заниматься террором, но потом и она сгинула.

Mартиролог ассасинов

Никто точно не знает, сколько человек пало от рук ассасинов. Известны только имена значительных людей того времени. Было бы ошибкой думать, что деятельность низаритов была направлена только против христиан и крестоносцев. Низариты ради своей выгоды вступали в союз с кем угодно и воевали с кем попало, лишь бы это приносило хороший барыш и способствовало их сиюминутным политическим интересам. Ассасины убили трёх халифов, восемь государей, шесть визирей, несколько наместников областей, правителей городов, немало крупных духовных лиц. Ими был убит иранский ученый Абу-ль Махасин, который был ярым противником учения Старца Горы. А уж сколько погибло и пропало без вести людей простого звания, чиновников, офицеров, горожан — одному богу ведомо… имя им легион.

2014 г., Хайфа


На странице «Наши авторы» вы можете найти ссылки на другие публикации Владимира Шлаина в журнале.

(Мария Ольшанская)