Александр Любинский
Тени
(цикл стихотворений)
Цикл стихотворений посвящен судьбам
выдающихся евреев-интеллектуалов,
связанных с немецкой культурой,
расцвет творчества которых пришёлся
на переломные для Европы двадцатые–
сороковые годы прошлого века.
ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН
(1892–1940)
Как мне рассказать о тебе? Ведь ты – это я, только заброшенный в иную эпоху, обретающийся без родины, без хранителя-крова над головой. Я могу разглядеть лишь вот этот стул в библиотеке, и лоб, освещенный лампой, склонённый над книгой. Ты что-то пишешь на клочках бумаги, чудом сохранившихся, что-то странное, непонятное, недопонятое, адресованное только мне. А потом с несколькими женщинами и детьми совершишь безумную попытку прорваться в Испанию, бежать от гестапо, рыщущего по следам. Но смог бы я, поняв что бежать не удастся, покончить с мучительной жизнью в приграничной гостиничке и быть похороненным на маленьком кладбище, на утёсе, открытом морю со всех сторон…
КАРЛ КРАУС
(1874–1936)
Твой голос гремит как глас пророка. С тех пор, как ты возжёг свой «Факел», ты сражаешься с властями, коррупционерами, продажными королями прессы, ты выжигаешь всю эту нечисть под гром аплодисментов. Но более всех ты ненавидишь фельетонистов, еврейских писак, и пуще всего этого Герцля с его пасквилем о сионизме, хоть Герцль давно уж тебя не слышит… Лишь ты хранишь в чистоте великий немецкий язык, лишь ты, как подобает пророку, бьёшься за справедливость. Еще чуть-чуть, и тебя вместе со всеми превратили бы в пыль концлагерей. Но ты никогда не узнаешь об этом. Ты вовремя умер.
ВЕНСКОЕ КАФЕ
(1890-е годы – 1938 год)
Тебя всегда найдёшь на том же месте в тот же час. А может быть, и после полуночи – кафе всегда готово давать приют скитальцам, любовным парочкам, писакам, которым нечем за крышу заплатить. И ты живёшь как птичка божия, как этот дождь рассветный, как вечный вальс, что кружится над Веной. Сейчас ты должен что-то написать в газетку, забавное и грустное слегка, а деньги тут же и пропить с друзьями, печальными всезнайками, как ты. Но ты не знаешь, а, может быть, не хочешь знать, что вот уж сбились в кучу те, кто вечно смотрят на тебя сквозь стёкла, и выломают их, ворвутся с победным воплем внутрь, и больше ты уж никогда не посидишь в своём кафе, не будешь…
ФРАНЦ КАФКА
(1883–1924)
Всё кружишь в бесконечных извивах домов и улиц, натыкаясь на стены, людей, события, выхода нет кроме смерти, как и вход один. А над всем этим скопищем то ли суд человечий, то ли Страшный суд. Но даже ты перед смертью узнал любовь, даже ты в берлинском предместье вдохнул ее воздух, напоённый цветами. Слишком поздно ты понял, что жизнь – испытание, не тюрьма…
АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ
(1874–1951)
Всегда стремиться за предел творить на грани невозможного рассыпать звуки и опять собрать и всё равно надрывно тонко сопрано крик или скрипичный стон до верхнего предела вниз сорваться и вновь начать тревожно вопрошающе и ждать ответа не услышать и перед смертью начать писать псалмы и кончить жизнь на слове благодать
ЭЛЬЗА ЛАСКЕР–ШЮЛЕР
(1869–1945)
Как удалось тебе добраться до этой площади, где араб погоняет ослика, а свет, нестерпимый свет режет глаза? Всю жизнь ты писала о свете, словах – его отражениях, и твои стихи изнутри светились им. А сейчас ты вынуждена смотреть на эту убогость, просиживая дни у окна единственного кафе под пышным названием «Империал». Никому ты здесь не нужна, великая немецкая поэтесса, беглянка, спасающаяся здесь от страшной войны, едва уцелевшая, растерявшая всех друзей своей юности, превратившихся в прах концлагерей. И если хотят тебя слушать, странную, старую, с растрёпанными седыми волосами, ты говоришь без устали о Берлине, потерянном навсегда. Ты умрёшь от разрыва сердца на одной из этих пыльных и грязных улиц, а прах твой на Масличной горе перемешают с этой вечной землёй. Ты останешься во всех антологиях рядом с Гёте и Шиллером, несчастная старуха, чья беспокойная тень мелькает и сейчас в окне кафе
В оформлении использована картина «Night street scene in Berlin, Leipziger Strasse» немецкого художника Ури Лессера (1861–1931).
Книги Александра Любинского изданы в России и Израиле.
На его персональной странице — ссылки на публикации у нас в журнале.
Мария Ольшанская