Кирилл Ковальджи

«На Близком Востоке»

Цикл стихотворений

* * *

В аэропорту «Бен Гурион»
у меня изъяли перочинный ножичек.

В самолет надо входить без оружия,

а я и есть безоружный,
как заключенный,
как пленный,
между землею и небом
балансирующий без страховки,
кроткий агнец
незримого пастыря.

Господи, спаси и помилуй!

* * *

Существует Иерусалим —
всем известно — вообще,
если не предстал очам твоим
город сей с горами на плече!

Существует Иерусалим.

Знать-то знал, но разглядеть не мог.
Непутёвый старый пилигрим,
после долгой тысячи дорог
наконец застыл я, недвижим,
перед ним, с кем сообщался Бог.

Существует Иерусалим.

Иерусалим

Масличная гора и Гефсиманский сад.
Сегодня, как и сотни лет назад…
Среди молящихся, уверовавших истово,
стою, а на душе — и странно, и светло.
Да будь я стопроцентным атеистом,
поклялся б: что-то здесь произошло! 
Здесь мир един. И перекрёсток розни.
Благая весть. И дьявольские козни.
Оазис — рай, где пальмовые чащи,
А рядом — ад, котёл песков кипящий.
Пейзажи — вроде съёмки комбинированной:
то ангельски сияют небеса,
то рядом, там, за тучею минированной —
шахидки примеряют пояса…

* * *

Небо ближе на Святой земле, 
ниже, чем где бы то ни было,
оттого здесь, как через балкон,
разговаривал
Иегова с Моисеем…

Над морем и миром

1

Когда на берегу морском
я в детстве строил замки из песка
лепил крепостные стены, башенки,
кубики домиков на террасах
под солнцем палящим
как над древней пустыней, —
я не догадывался, что строил Иерусалим.

Когда внезапные волны
били, смывая белые стены,
дома и храмы,
я возвращался упрямо,
начинал всё сначала,
сбивал упругий песок,
возводил между ветром и морем,
как между Сциллой и Харибдой,
небывалый град,
беспомощный и бессмертный.

Вот он теперь передо мной,
беспомощный и бессмертный,
под ярким солнцем,
с кубиками домов на террасах,
с крепостными стенами, храмами,
словно великану-ребёнку
купили конструктор
и он сложил это чудо;
или волшебник
подвесил к синему куполу город,
плывущий над пустыней и веком,
над морем и миром.

2

А в подзорной трубе 
перевёрнутой временем —
крохотный императорский Рим,
с близоруко моргающими историками,
а здесь, на выжженной солнцем окраине,
крупно —
бродячий бедняк проповедник 
с горсткой неграмотных учеников
на первом плане
и тогда, и теперь, и навек.

Империя, между делом одобрившая распятие,
не заметила день Его смерти
но зато Воскресение
очевидное, длится и ширится, —
шире той бывшей империи
и многих других.

Знал и не знал Иерусалим,
что здесь появится Тот,
Кто Священное Писание 
из сокровищницы избранного народца
возьмёт и откроет народам, народищам,
кто Нагорной проповедью
обратит к себе кругосветные земли,
кроме той, не поверившей, 
что Он на ней родился.

И вот Он опять идет на Голгофу,
сгибается под крестом,
между двумя Писаниями —
предшествующей Торой 
и последующим Кораном,
раной, незаживающим шрамом,
храмом располовиненным,
между нами идёт, как сквозь строй,
на Голгофу,
падает от железных гусениц танка,
от безумного взрыва шахида, 
и поднимается вновь,
и несет свой крест
туда, где Его каждый день распинают,
а он воскресал, воскресает,
воскреснет.

3

Нечаянный паломник,
я из тех христианских стран
где передовые грешники
не ведают, что творят,
им по-прежнему легче
подчинять, воевать, ненавидеть,
чем смиряться, прощать и любить.

В цивилизованных странах
в рамах и в изваяниях
мертвый Христос на кресте,
но, попирающий смерть,
Он и тут, и там, и везде —
воскресающий в каждом,
кто принял Его.

* * *

— Почему Иуда предал Христа?
Пишут книги, а всё темнота.

— Слышал Слово и видел чудо:
Почему же Бога предал Иуда?

А ответ (все заветы просты):
— Потому, чтоб не предал ты!
          * * *
Живая вода Иордана
втекает в Мёртвое море
с приказом не помирать…

Легко, как седой одуванчик,
по Иерусалиму Григорий
идет — мудрец Померанц.

Тело войной изранено,
лагерем жизнь поломана,
казалось бы — навсегда;

но вот на девятом десятке
сподобился стать паломником
в Святые места.

Прямо из Домодедово
сюда за четыре часа…
Наверно, он думает: всё-таки
бывают чудеса.
          * * *
дорога на Голгофу?
базар ближневосточный.

арабские лавчонки
на Via dolorosa —
горячие каменья,
как лысины в аду…

(вот здесь на «третьей станции»
Он под крестом упал)

горластые торговцы
поделки сувениры
жара толкучка гвалт

дорога на Голгофу
не здесь

не только здесь

* * *

Загадала мне загадку вьюга.
Нет, не зря открылось небо с юга!
В ночь такую и в такой мороз
Мог бы проповедовать Христос?

Чёрной ночью белый снег в лесу,
но не скроет русская картина,
что жива другая половина,
где пылает солнце на весу.
Существуют, как живая рана,
камни раскалённые Кумрана.

Нет, теперь не кажется мне странно,
что Христос к нам тысячу годов
по сугробам шёл, среди снегов…

[Цикл печатается по изданию: Кирилл Ковальджи. Избранная лирика. Серия «Поэтическая библиотека». Москва. 2007]

Иисус Христос — суперзвезда


Оба моих сына стали верующими. Сами, независимо друг от друга и без моей помощи. Саня, наверное, под влиянием Анастасии Ивановны. А Володя… В детстве он рисовал церкви, много, хорошо. Зарисовал чуть ли не все московские храмы. Это, конечно, повлияло на него. А еще в период его увлечения джазом и битлами — рок-опера Вебера «Иисус Христос — суперзвезда». Он ее запомнил наизусть. Превосходная музыка, талантливая постановка. Совершенно свободная, смелая интерпретация Евангельских сюжетов оказалась куда живей и действенней, чем все реалистические «документальные» потуги иных кинорежиссеров. Володя проделал путь от искусства (в том числе современного) к религии. Саня — от близких ему людей… Оба постепенно от догматических крайностей неофитства пришли к более светлой вере.

Нина всегда была стихийно верующей, теперь вера ее усилилась, углубилась, но так и не приняла форму обрядности. Я, конечно, остался свободомыслящим, каким и был, однако сыновья помогли мне открыть в себе потаенный источник религиозной веры, чувство сопричастности вышей силе, внутреннему союзу с ней, согласию с ее волей. Мысль (левое полушарие мозга) и чувство (правое полушарие) во мне — не спор и не дуэт, скорей — диалог, порой молчаливый, основанный, так сказать, на терпимости и взаимном уважении.

Моя жизнь, мое самосознание — несомненный дар, благоволение ко мне. С самого раннего детства я так чувствовал, не изменял этому чувству и оно не изменяло мне. Настойчиво повторяю «чувство», потому что оно не требует доказательств — как боль, как любовь…


(Из книги «Моя мозаика»)

* * *

Вселенная стремится к холоду,
А жизнь — к теплу.
Не говори, что всё расколото
На свет и мглу.
Болит душа, стремится к большему,
Туда, где Бог
Прибавить хочет к свету Божьему 
Свой огонёк.

Кирилл Ковальджи