Борис Лукьянчук

«Утраченный сад»

«О, Сад, Сад !»
(В. Хлебников)

Мое настоящее имя

Жизнь моя, боль моя, я не пожертвую
Той первозданной моей глухотою.
«Нет ее. Нет ее. Нет ее. Нет ее», —
Кто-то твердит над моими ушами,
Но я ничего не слышу. Я глух.

Я не завишу от ваших слов.
И все, что я слышу в мире —
Это ее: «Милый!»
Это ее: «Людвиг, мы сегодня идем в гости!»
Это ее: «Малыш мой!»

Ваши слова — напрасны.
Кто вас просит? Вы мне мешаете!
Я не желаю! Я не хочу вас слушать!
Видите, я занят?! Видите, я обеспокоен!

Рано утром ушла.
Из подъезда — и прямо в осень.
Из подъезда — и в переполненный
Вечных дачников суматошный вагон.
Где она задержалась?
Обещала же — ровно в восемь…
Вот и кофе остыл.
Пуст мой дом.

Но вы приходите в девять
И тарабаните в двери.
Я говорю вам: «Я занят!
Я жду ее к девяти».

А вы удлиняете лица,
Вы не хотите верить
И как попугаи твердите
Заученный клекот:
«Здр-р-равствуйте, товар-р-рищи!
Здр-р-равствуйте, товар-р-рищи!»
(Заикаются попугаи на букве «р»).

А одна попугаица как заверещит
У меня на плече:
«Ах, я вас так понимаю!
Вы так стр-р-радаете!»

«Здравствуйте, — говорю, — товарищи!
Какого дьявола
Вы претесь в квартиру ночью,
Как комсомольский патруль
В общежитии
После «Вечера дружбы»
С продавщицами
Из соседнего универмага?
Мало, что ли, вам днем расстреливать
Меня попугайными тр-р-релями!»

Синева на прожилках изысканных рук.
И мерцаньем тела очертило 
Древка лунного острие.
Положи свою голову мне на грудь —
Печать на сердце мое.

Ночью я говорю с ней
От заката и до рассвета,
Ночью держу ее руки,
Слышу ее дыханье.

Разве поговоришь днем,
Если вы все время
У меня над ушами
Кричите:
«Рехнулся!»?
Тут кто-то взвизгнул:
«Винтика у него не хватает!»
Кто-то вопит:
«Звоните скорее в скорую помощь!»
Все хором скандируют:
«Глухой! Глухой! И не лечится!»

Я глух?!
Человечье племя,
Придет время,
Что слепые (да, даже те)
Позавидуют моей глухоте.

Я слышу все, что мне надо!
Я слышу любой из аккордов
Незримого вам рояля!
Ведь вы же его не слышите?
И я на вас не в обиде,
На вас — без имен и фамилий.

Да, я не Бах и не Моцарт,
И для вас потому — не гений.
Я — ученик Сальери.
Фамилия моя — Бетховен,
Имя мое — Людвиг.
(1971 г.)

Love story

Что там над городом — выше холмов,
Выше стрекоз, облаков и пожара?
Радуга страсти, парение снов,
Взлеты влюбленных с гуашей Шагала?

Черные точки у края земли,
Видно такими и видятся богу
Графство у моря и Аннабел Ли,
Те, кто взлетают и те, кто не могут…

Волосы собраны кверху копной,
Руки парящие чертят глиссаду…
Очень простая история о
Паре, встречавшей цветение сада.
Моцарт. Знакомый звучит клавесин.
Вечная музыка. Белое платье.
Стрекот проектора памяти и
Тонкие руки в больничной палате.

Так догорает осенний пейзаж
В окнах. Затем — на экране пороша…
Ты извини меня. Я не предал,
Но изменился. Я стал нехороший.

Можно пенять, что все люди — враги,
Вспомнить поэта и бритву в «Астории».
Камень упавший разводит круги.
Вечная тема. Простая история.
(1994 г.)

* * *

Где тот лист бумаги, на котором
Мы с тобой чертили человечков.
Где тот мальчик с палочками-ножками,
Где та в платье раструбами девочка,
С волосами, как парик Мольера?
Возле мальчика тогда я вывел надпись:
«Он ее ужасно любит. А она?»
И когда (по вечности на букву)
Появилось лишь четыре буквы «И она»,
Ожило вдруг замершее сердце…
(1971 г.)

Здравствуй, мой дорогой!
Твой сын будет ужасным хулиганом, он ужасный драчун, правда мне кажется, что их там все-таки двое, потому что для одного — это уж слишком. Так что поехали в Азербайджан — будем есть арбузы, они там такие вкусные. Во, он тоже радостно задрыгался и ему хочется арбузов…
А послезавтра уже останется 20 дней до твоего приезда.
Мне сегодня стало так грустно, что скоро все это уже кончится… Все-таки учиться очень здорово, столько хорошего было за эти 4 года. Все! До свидания, мой хороший, до свидания, мой любимый.
Целую, 2.7.66 г.

* * *

Письмо-1

К берегу ушли круги — кольца любви.
Не сяду у моря, не буду ждать погоды,
не позову свою рыбку
с золотыми веснушками…
Не скажу: «Отдай мне, море, кольца».
(Виктор Шкловский)

В садах утраченных течет иная жизнь,
С послихой пьет чаи амбассадор…
Как страшно точен древней фразы смысл:
«Не оглянись на гибнущий Содом!»
Я со своей бедой не шел в народ,
Не выступал на митингах средь толп…
Я в первый раз заплакал через год.
Окаменел. И обратился в столб.
(1994 г.)

* * *

Ах, все не так! Ручья отчаянье
Журчащее, да всхлипы ночи…
Стальной струною, как венчанием,
Я к южной ночи приторочен.

Безжалостней махновской конницы
Проносится на мотоцикле,
Сдирая стружечку с бессонницы,
Цикад зациклившихся цикля.
Со дна души вздымают бороны
Не глину — мясо человечье,
И мысли черные, как вороны,
Каркочут варварскою речью.

И поздно, раздирая лысину,
Припомнить, не скажу осмыслить, —
Урок в значках, что были писаны
В листах сгоревшей книги жизни.
(1971 г.)

Ночь

«Гори, гори, моя звезда!»

Мне чудятся шаги, спешащие сквозь мрак,
И губ твоих сухих неведомая пристань,
И тень скрещенных рук, и блеск смущенных глаз,
Твой пульс в моих ушах не перестанет биться.

Переступи порог, войди из мира грез
В мой дом, где без тебя так много мавзолеев,
И одари меня, я сберегу, как Крез,
Сокровища твоих прикосновений.
Я расплету твоих несмелых рук кольцо
И в перепутьях вен сыщу твои мотивы,
Я выплеснусь в тебя, чтобы твое лицо
Меня своей любовью озарило.

Не проходи же, ночь! Не уходи же, ночь!
Пойми, мне без тебя так страшно просыпаться.
Ведь утром я и сам уже не верю в то,
Что моего лица твои касались пальцы.
(Львовская, декабрь 1969 г.)

* * *

Рыцаря рог смутно и страстно трубит.
Взмыленный конь во мрак призывно заржал.
Замок в ночь вгранен, как кровавый рубин.
Смоляное пламя курит беспокойная стража.

Рыцарь курчав и смугл. Он несет весть.
Он процарапал крест ногтями себе в грудь.
Он потому лишь жив, что так спешит умереть.
Он не влюблен… О, нет! И девы его не ждут.
Варваров рать спешит. Поутру встанет у стен.
И задымится кровь из порубанных лиц.
И полетят со стен сотни кровавых тел.
О, как напрасен крик летящего вниз!

Рыцарь, ты предок мой! Я тоже закован в груз.
Словно латы твои тяжела и крепка моя грусть.
И я не влюблен… О, нет! Я утра, как ты, боюсь.
Я тоже вцарапал крест ногтями себе в грудь.
(1970 г.)

* * *

Очерчу рукой своей купол-твердь,
Где пересекаются жизнь и смерть,
Где соприкасаются смех и стон…
Отверну лицо свое на восток.
Солнце утром высквозит из-за берез,
Из под век покатятся дольки слез.
И морщины горькие распрямят бег,
Я безумью вынесу соль и хлеб.
(Львовская, 22 марта 1970 г.)

Здравствуй мой любимый!
Сейчас получила сразу два письма! Хороший ты мой, а я у тебя скверная жена, болтаюсь каждый день то в институт, то в Москву, все равно не оправдание. Ничего, мой дорогой, завтра последний раз съезжу, куплю тебе сигареты, еще чего-нибудь, отправлю посылку, буду сидеть дома отдыхать и писать тебе письма. Осталось правда уже немного. Соскучилась ужасно, мне даже в кино не хочется без тебя идти…
Мы еще должны будем посмотреть в Москве 2-ю серию «Войны и мира», она на днях выходит. Постараюсь как нибудь достать билеты, если не удастся, то будем действовать по-старому.
Не сердись на меня очень, ладно, мне очень стыдно, что я у тебя такая. Я тебя очень люблю, мой хороший, мне даже смешно, как это можно привыкнуть. И еще я очень рада, что у нас будет малыш, мне сейчас очень хорошо от этого, он так смешно дрыгается. Это все глупости, что трудно и что любят потом меньше, все будет хорошо, верно? Больше не буду, а то я уже реву, все-таки псих и очень соскучилась без тебя.
Мы здесь отыскали в «Молодой гвардии» один роман — «Поход на рубеж земли» Андрея Меркулова. Он очень понравился нам, очень грустная книга. Это, пожалуй, единственное, что я прочла за это время, если не считать рассказов Джека Лондона, которые перечитываю каждое лето… Целую

* * *

Женщина ушла и не вернулась.
Вся ушла — от зонтика до сумки.
Вся ушла, но так ведь не бывает?
Вся ушла, но что-то остается?
Письма, фотографии и память —
Ведь они остались,
Значит, не навечно
Женщина ушла и не вернулась!

Значит, просто где-то задержалась,
Значит, что-то с ней могло случиться.
Не бывает так, чтоб без причины
Шелохнулась в окнах занавеска,
Звякнул ключ, защелкнувший квартиру…
(Ведь куда-то женщина ушла?
Ведь куда-то, в миг какой и в точку,
Может быть, незримую на карте
Женщина должна была прийти?)
Разве наша связь лишь в том, что вместе
Ходим мы в кино или в столовку,
Вместе тратим общую зарплату,
Вместе спим и вместе тянем пиво?
Женщина ушла и не вернулась
(Вот сюжет для Вильяма Шекспира!),
След ее развеяло поземкой.
Но должна она тогда в каком-то
Из мильонов окон обернуться,
Но должна, взглянув в окно, подумать,
Увидав озябшую собаку,
Что собаке некуда идти…
И еще о том, что человеку
Невозможно, просто невозможно —
Жить без дома, без родных и близких.

Женщина ушла и не вернулась.
Но не может сердце примириться,
Верит в то, что так оно и будет,
Что весной как птица возвратится
Женщина,
вернется издалека,
В дом войдет
и тихо вдруг заплачет.

(Львовская, февраль 1971 г.)

* * *

Письмо-3

Все напраснее дней моих ход
И сомнительней целей смысл.
Каждоночным мучительным сном
Мне моя обернулась жизнь.

На работу чуть свет спешу,
В перерыве съедаю обед.
Я … банальный ответ на одну
Из двухсот миллионов анкет.

Я устал ожидать бед,
Неприятностей, змей во ржи.
Я устал оставлять след.
Я устал, наконец, жить.
(1971 г.)

* * *

Но я то живу, мне по-прежнему надо
Зацепиться за чьи-то случайные взгляды,
Заступить за черту, окаймленную красным,
Заступить и залиться пепельной краской.

Но я то живу и не с мыслью о боге
Обдираю бока и приемлю тревоги,
Вычисляю, надеюсь, забочусь о сыне.
Я нечаянной боли невольный рассыльный.
Но я то живу. Я хочу разбежаться
И в море нырнуть, и на волнах качаться,
Смеяться и плакать, ходить в театры;
Я тоже шапку хочу из ондатры.
Но я-то живу и поэтому знаю,
Что не напрасны память и знание,
Что не напрасна осень в Абрамцеве
И не напрасны безумья Брамсовы.
И письма мои к тебе не напрасны:

«Здравствуй, любимая! Жизнь моя - здравствуй!»
(1971 г.)

Дорогой мой, здравствуй!
Ты умница, что пишешь часто. Не надо, мой дорогой, писать больших писем, раз некогда. Так хорошо.
Сегодня воскресенье, мы с мамой хотели пойти в лес, но с утра зарядил дождик. Мы немножко расстроились, но, кажется, светлеет и мы все-таки погуляем.
Да, я еще не писала тебе, что решила стать хорошей хозяйкой, учусь готовить, в основном сочиняю новые блюда из овощей, т.к. только ими сейчас и питаюсь. Приедешь, я тебя сама накормлю.
Хороший мой, я там написала тебе плаксивое письмо, ты не обращай на него внимания, я вообще-то не ною, хотя действительно очень соскучилась. Мама сегодня тоже все вспоминала тебя и просила от нее лично передать, что она соскучилась, передает тебе привет и целует. Сегодня утром едва мы встали, к нам явился тот летчик, помнишь его? ужасно элегантный и красивый, мама выставила его буквально через пять минут. Конечно, очень вежливо и корректно. Конфет он в этот раз, к сожалению (моему), не принес.
С завтрашнего дня уже начинается чемпионат. Буду смотреть, вот интересно, у вас там есть телевизор?
Ты пишешь, что оформил газету, очень хорошо, трудись, учись, скоро у нас будет семья, и мы назначим тебя главным редактором семейной газеты, готовься, набирайся опыта.
Мамуля сейчас принесла твою рубашку, представляешь, приедешь, отмоешься, наденешь беленькую рубашечку, ах, какой хороший…
Осталось уже совсем немного, всего 2 воскресенья, а в понедельник ты уже приедешь. напиши, если хочешь, т.е. если можно, то я встречу тебя прямо на вокзале. У меня еще вполне приличный вид…
До свиданья, мой милый, славный воин. (Зачем ты пририсовал себе звездочки на погонах, да еще по одной большой — в генералы метишь?) Целую много раз.
10.7.66 г.

Конец Дон Жуана

Я отражен и отрешен в зеркальном храме,
Где чьих-то глаз застыли галереи,
Где эхо вторит: «Амен. Амен. Амен»
В ответ на крик напрасный: «Лорелея!»

Спешите ласками меня насытить, Анна!
Ведь страшен смысл, сочащийся с распятья!
Тот близок час, а жизнь у Дон Жуана
Оправдана одним рукопожатьем.

За радость обрести — отныне и до века
Я буду дань платить, цедить по капле боль,
Как стрекоза, пришпиленная крепко
К бумаге ватманской мучительной иглой.
(1971 г.)

Знак зодиака

Примеряя, из праздного любопытства,
различные астрологические прогнозы,
я натолкнулся, в числе прочих, и на
гороскоп Друидов…

Послушайте, мне ничего не надо!
И с Иоганном Кеплером мы квиты:
Период обращенья возрастает
По мере удаления орбиты.
Галактики моей незримый свет,
Пространств любви закрученные орты,
Покрывшееся струпьями комет
Таинственное облако Оорта.

Все реже телефонные звонки.
И, слава богу, что незнаменит…
Все кольца, кольца, дальше позвонки:
Распил души и гороскоп Друид.

И если я действительно есть вяз,
Под коим есть пространство для двоих:
Простите все, которых я не спас,
Не уберег, не скрыл, не охранил…
(1993 г.)

Дорогой мой! Здравствуй!
Ужасно соскучилась, сижу и считаю деньки. Осталось совсем немного, уже меньше 2-х недель. Жду твоего письма, чтобы заказать билеты, будет хоть реальное подтверждение тому, что скоро поедем вместе с тобой. Сейчас отправлю тебе сигареты.
Стало темно и вдалеке громыхает, сейчас будет гроза, с утра было ужасно душно. Жили бы мы в девятнадцатом веке, я написала бы, что у меня на сердце также сумрачно и душно, как в природе в ожидании грозы. С ума сойти, что пишу.
Сейчас отключу антенну и закрою окно, а то правда ужасная гроза, а я все-таки трусиха, особенно, когда одна и не перед кем храбриться. А мамуля теперь не придет, пока гроза не кончится, она ужасно боится. Удивительно, почему я боюсь? Ведь сначала мне не было страшно, а теперь страшно, даже оттого, что дождь так сильно шумит, наверное, это все-таки оттого, что я одна.
Ну вот она стихает. Это действительно похоже на огромного зверя, который не спеша уходит и ворчит по пути, не помню кто это придумал.
До свиданья, мой хороший. Целую

Деревья говорят

Письмо-2
Когда весна, отбросив свой наряд,
Выходит в сад в бесстыдном неглиже,
Деревья безумолку говорят
О времени, о птицах, о душе.
В их словаре нет слов —
«патриций» иль «плебей»,
Всем ясен их язык от Коми до Литвы.
Деревья говорят… А мысли о тебе, —
Они, как шум листвы… 
Как просто шум листвы.
(2000 г.)

Элегия

Не плачь, любимая, не плачь,
Хоть жгут костры из желтых нот,
И из сердец, как летних дач,
Переезжают с барахлом.

А в дачах холод и сквозняк
И бродят призраки ангин,
Но кто-то не ушел в себя,
А, может, не сумел уйти.
Мне эту дрожь не перенять
И не вобрать в себя тоски,
Ты все еще — мой вечный Сад
До той последней до доски,

Где листопада караван,
Сады круженьем огласив,
На высшей ноте оборвал
Свой незатейливый мотив.
(1972 г.)
Конверт

«Врачи два месяца не могли обнаружить, что у нее началось воспаление легких после простуды. Когда обнаружили, то уже образовалась каверна, и нужно было удалять одно легкое. Ей начали делать операцию, не проверив реакцию на наркоз. Наступила клиническая смерть, но ее спасли. Через три дня ей исполнилось 24 года. Еще через четыре дня врачи сделали повторную операцию и удалили ей легкое. На этот раз операция прошла вроде бы хорошо, а через день у нее оторвался тромб. Эмболия легочной артерии. Ей в течение последнего месяца в больнице каждый день делали переливание крови — может, это стимулировало образование тромба, а может, пузырек воздуха попал при переливании, никто не знает…» (из письма).

«Она была удивительно светлым человеком. Рядом с ней всем почему-то становилось очень радостно, а люди ведь были очень разные. Это как у Толстого, когда Наташа Ростова вбегает в луче света. От нее вот такой свет исходил. И это было так естественно, что никто этому даже не удивлялся. В июле 1966 года ей оставалось еще 3 месяца до ее дня рождения, своего 21-го лета. А впереди еще была большая и длинная жизнь — целых три года…» (из письма, написанного спустя 42 года).


В те давние времена Валерий Ободзинский пел песню (ссылка — здесь) Давида Тухманова на стихи Михаила Пляцковского «Играет орган»:

Играет, играет орган, 
И падает небо на землю. 
Играет, играет орган, 
И к небу уходит земля…

Я долго думала, чем закончить публикацию книги Бориса Лукьянчука.

Пусть «Играет орган»… (Мария Ольшанская)