Howard Dietz and Arthur Schwartz:
«Dancing in the Dark»

Пролог

Сравнить на предмет сходства мелодий шлягеры «Strangers in the Night» и «Dancing in the Dark» в исполнении Fred Astaire and Cyd Charisse — «Dancing in the Dark, at the Central Park» предложил мне после публикации в нашем журнале «Strangers in the Night», Берт Кемпферт и другие: история некоторых песен» один из наших читателей, физик Александр Резников, знакомый многим нефизикам по статье «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды?»
Видеоролик можно посмотреть в конце страницы. Можно будет посмотреть и фрагменты нотной записи обеих песен — Б. Кемпферт, «Странники в ночи» («Strangers in the Night») из саундтрека к фильму «Человек, которого хотели убить» (развернутая партия фортепьяно, текст и гитарные аккорды) и А. Шварц, «Dancing in the Dark» из саундтрека к фильму «Оркестровая повозка» (самостоятельная партия фортепиано) из сайта «Нотный архив Бориса Тараканова».
Кстати, «Оркестровая повозка» — одно из русских названий ревю, а потом и фильма «The Band Wagon».
Сразу скажу, что мне самой в видеоролике показалось, что есть там несомненное сходство мелодий. Но после прослушивания других исполнителей, в том числе, и Фрэнка Синатры, прославившего обе песни, моя уверенность пошатнулась. Как только менялся темп, так сразу уходило ощущение «родственности». Тем не менее, и песня, и обстоятельства ее написания (история песни), и исполнители заслуживают того, чтобы остаться музыкой нашего Острова.

Здесь можно скачать композицию в исполнении Дюка Эллингтона (Indigos 1957), а здесь — в исполнении Фрэнка Синатры. У Эллингтона начало, первая минута, может вызвать в памяти мелодию «Странников».

Перси Фейт (англ. Percy Faith; 7 апреля 1908 — 9 февраля 1976) — американский музыкант, композитор, руководитель эстрадного оркестра. Известность ему принесли пышные оркестровые аранжировки популярных песен. Его часто считают создателем «лёгкой музыки»: его оркестр, в отличие от биг-бэндов 1940-50-х гг., опирался на классический принцип аранжирования. Из записей 1944–1953 гг.

Мария Ольшанская

Бродвей–1931

Итак, 3 июня 1931 года в Новом Амстердамском театре на Бродвее (New Amsterdam Theatre) состоялась премьера музыкального ревю «The Band Wagon» по сценарию (книге?) Джорджа Кауфмана и Говарда Дитца (George S. Kaufman and Howard Dietz), лирика Говарда Дитца, музыка Артура Шварца (Arthur Schwartz). Прошло в общей сложности 260 представлений. Роли исполняли Fred Astaire (Фред Астер), Adele Astaire (Адель Астер), Helen Broderick (Хелен Бродерик), Tillie Losch (Тилли Лош) и Frank Morgan (Фрэнк Морган).

Спектакль Шварца–Дитца отличался очарованием, красотой, весельем и юмором, некоторые считали его лучшим из их спектаклей. И, конечно, многих покорил несравненный танец брата и сестры Фреда и Адель Астер. Песня «Dancing in the Dark» («Танцуя в темноте») стала названием одного фильма, выпущенного после спектакля, и прозвучала в другом фильме — «The Band Wagon» («Театральный вагон»). В этом бродвейском ревю впервые была использована вращающаяся сцена.

Песню «Dancing in the Dark» первым исполнил в ревю 1931 года Джон Баркер. Она прочно связана с «The Band Wagon» и его авторами. Какое-то время Дитц в отчаянии искал интересную организацию этого номера для ревю. Наконец, остановились на том, что Джон Баркер пел, а замечательная классическая балерина Tillie Losch танцевала сама с собой в ряду зеркал.

Карьера Джона Баркера (John Barker) взлетела вверх после участия в музыкальной комедии «No, No Nanette» в 1924 году. Когда спектакль открылся на Бродвее в 1925-м году, Баркер и Луиза Гроуди (Louise Groody) спели один из хитов — «Чай вдвоем» («Tea for Two»).

В «The Band Wagon» (1953), главную роль в котором сыграл Фред Астер, Баркер спел «Dancing in the Dark». Он также снимался в «Three Waltzes», основанных на музыке Штрауса в 1937-м году.

На английском языке статью о ревю «The Band Wagon» и его авторах можно прочитать на этом сайте. Я воспользуюсь несколькими фрагментами этой публикации.

Танцы для ревю поставила балетмейстер Альбертина Рэш. Художник по декорациям Альберт Р. Джонсон, костюмеры — Кивитт и Констанс Рипли, создатели замечательных костюмов для разных сцен. Фред и Адель Астер в последний раз выступили вместе в этом спектакле, поскольку в 1932 году Адель оставила сцену, выйдя замуж за лорда Кэвендиша (Charles Cavendish) и переехав в Ирландию.

После представлений в Новом Амстердамском театре начался национальный тур, продлившийся до мая 1932 года. Пресса практически с равным восторгом в каждом из городов хвалила спектакль за его современность, а критических отзывов было мало. Хвалили за остроумие, веселье, блеск, говорили, что этот спектакль трудно будет переплюнуть, и что он отличается новизной и выдержанностью вкуса в сатирических номерах.

Учитывая природу ревю, возможно, не удивительно, что «The Band Wagon» никогда не восстанавливался. Однако, учитывая качество, можно было бы ожидать, что «The Band Wagon» будет одним из немногих ревю, предпринятых снова. Главная причина того, что спектакль так и не возобновился, состояла в том, что материалы никогда не собирались после того, как он завершился. Все было разбросано по разным библиотекам и другим местам. Спектакль впервые был восстановлен в концертной версии в 2001-м году (28 октября и 4 ноября), очень близкой к тому, который состоялся в июне 1931 года.


А в 1941 году, в разгар эпохи биг-бэнд 1930-х – 1940-х, Арти Шоу (англ. Artie Shaw), настоящее имя Артур Якоб Аршавски, американский джазовый кларнетист, дирижер и композитор, один из крупнейших музыкантов «эры свинга», получил за исполнение композиции «Dancing in the Dark» вместе со своим оркестром одну из восьми золотых пластинок.

Позже она прозвучит в американском музыкальном фильме 1953-го года «The Band Wagon», выпущенном на MGM (Метро–Голдвин–Майер), ставшем классикой жанра, после чего войдет в Great American Songbook.

Great American Songbook — букв. «Великий Американский Песенник» — сборник лучших американских песен, написанных с 1920-х по 1960-х гг. для бродвейских мюзиклов, голливудских кинофильмов и звукозаписывающих студий — своего рода «классика» ХХ века.

Песню в разные годы записывали Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Фред Астер, Беа Уэйн, Бинг Кросби, Тони Беннет, Diamanda Galas и другие.


«Dancing in the Dark» в исполнении оркестра Фаусто Папетти.

«The Band Wagon» –1953

Я рекомендую заглянуть на страницу, посвященную фильму Винсенте Минелли (кстати, отцу Лайзы Минелли) 1953 года.

Вот его сюжет, позаимствованный из Википедии:


Актер Тони Хантер (Фред Астер) когда-то прославился в Голливуде как танцор и певец, но теперь он потерял популярность. Желая дать толчок своей карьере, он прибывает в Нью-Йорк, где двое его друзей, Лестер и Лилли, уговаривают испытать удачу на сцене в написанном ими бродвейском мюзикле. Сюжет — писатель вынужден ради денег писать дешевые бульварные детективы.

Друзья приглашают режиссера Джефри Кордова, который до этого занимался лишь концептуальными драматическими постановками. У него свое видение — для него это история современного Фауста. Вдобавок, в пару к эстрадному чечеточнику Тони Хантеру он приглашает партнершу — знаменитую академическую балерину Габриэль Жерар (Сид Чарисс) и её возлюбленного — хореографа Пола Бирда. Назревают сплошные конфликты, но танцоры учатся работать вместе. Тем не менее, мюзикл Кордовы проваливается, так как оказывается слишком претенциозным. Труппа уже было собирается разойтись, но Тони Хантер предлагает вернуться к прежней версии сценария, созданной до вмешательства Кордовы, и отправиться с нею в турне. Балерина, несмотря на возражения своего хореографа, остается с труппой, и начинается работа…


«The Band Wagon» 1953-го года стал значительным явлением в истории американского кинематографа 20-го века. Балетные номера в этом фильме исполняют Фред Астер и Сид Чарисс (Cyd Charisse). Для экранизации «The Band Wagon» Шварц и Дитц написали дополнительный номер «That’s Entertainment», который был самым знаменитым шлягером этой постановки и позже стал гимном для музыкального Золотого Века MGM. Оригинальная музыка, великолепное исполнение хореографических номеров Фредом Астером и Сид Чарисс проложили путь к сердцам миллионов зрителей.

Об авторах шлягера

Композитор Артур Шварц родился в Бруклине, Нью-Йорк, 25 ноября 1900 года.

В детстве он учился играть на гармонике и фортепьяно и в 14-летнем возрасте как тапер сопровождал немые фильмы в Бруклине, Театр Cortelyou. Его отец, поверенный, убеждал его изучать право. Во время учебы в Нью-Йоркском университете Артур Шварц подрабатывал уроками английского языка в Нью-Йоркской школе пения. Последипломное образование он получил в университете Колумбии.

Лоренц Харт и Джордж Гершвин поощряли его в сочинении музыки, а в 1928-м году он встретил Говарда Дитца — поэта, с которым он создал свои самые успешные произведения. После того как Шварц оставил право до лучших времен, с 1928 года он полностью посвятил себя музыке, сконцентрировав свои таланты на водевиле, Бродвее и Голливуде. Шварц и Дитц вместе дебютировали в 1929-м году в небольшом спектакле на Бродвее.

Во время мирового экономического кризиса и Великой американской депрессии 30-х годов Артур Шварц, как и многие другие композиторы, писавшие музыку для радио и кинематографа, работал в жанре так называемой «темной музыки» или музыки «черного цвета», когда основные сцены в фильмах и спектаклях происходили ночью, в темноте. Позже, после войны, он сотрудничал с Ирой Гершвином.

Песни Шварца были включены в несколько успешных голливудских фильмов. Дважды — в 1944-м и 1948-м годах он награждался Академией за лучшую песню в фильме.

Артур Шварц умер в 1984-м году в Kintnersville, Пенсильвания.

Поэт Говард Дитц родился в 1896 году, умер в 1983-м году в Лондоне.


Углубившись в поиски, пытаясь найти пересечение если не мелодий, то авторов, я нашла упоминание о фильме «Strangers of the Night». Не обратив внимания на предлог, обрадовалась предположению, не в нем ли первоисточник всех «темных» и запутанных мелодий. Увы, это не то, вдруг кому-то попадется на глаза это название. Немой американский фильм 1923 года режиссера Фреда Нибло не имеет отношения к нашей теме.

Амброуз Эпплджон (актер Мэтт Моор), типичный английский джентльмен, ищет приключений и находит их, когда воры приезжают, чтобы украсть сокровище, спрятанное его предком-пиратом, капитаном Эпплджеком. Пытаясь помешать им, он засыпает, мечтая о завоеваниях, наполнявших жизнь его давно умершего родственника. Он просыпается, вдохновленный увиденным во сне, и решает наказать злодеев. По пути герой обнаруживает, что реальное приключение и фантазия — разные вещи, и что любовь к хорошей девушке, компаньонке его тетки, намного лучше, чем любовь к авантюристке.

Буквы и ноты


Strangers in the Night

Strangers in the night
Exchanging glances,
Wond'ring in the night
What were the chances,
We'd be sharing love
Before the night was through.
Something in your eyes
Was so inviting,
Something in your smile
Was so exciting,
Something in my heart
Told me I must have you.
Strangers in the night
Two lonely people we were.
Strangers in the night
Up to the moment when 
We said our first hello.
Little did we know
Love was just a glance away,
A warm embracing dance away.
And ever since that night
We've been together,
Lovers at first sight
In love forever.
It turned out so right
For strangers in the night.
Love was just a glance away,
A warm embracing dance away.
Ever since that night
We've been together,
Lovers at first sight
In love forever,
It turned out so right
For strangers in the night.

Dancing in the Dark

Dancing in the dark 
'til the tune ends
We're dancing in the dark 
and it soon ends
We're waltzin' in the wonder 
of why we're here
Time hurries by, we're here
and we're gone

Lookin' for the light 
of a new love
To brighten up the night, 
I have you love
An' we can face the 
music together
Dancing in the dark

What though love is old
What though song is old
Through them we can be young

Hear this heart of mine
Wailin' all the time
Dear one, tell me that we're one

Lookin' for the light 
of a new love
To brighten up the night, 
I have you love
An' we can face 
the music together
Dancing in the dark, 
dancing in the dark
Dancing in the dark

Эпилог

«Музыкальный плагиат, он, как и всякий другой, не на уровне повторения отдельных созвучий, а на уровне музыкальных идей», — прокомментировал наш автор Андрей Рождественский ситуацию с авторством «Strangers of the Night» (публикация в нашем журнале от 23.11.2008 г.)

«Борхес считал всех писателей не только современниками, но и соавторами. Вечные идеи, образы и метафоры бродят, как персонажи в поисках авторов, которых они, в сущности, берут лишь напрокат. Можно сказать, что в мире Борхеса случаен человек, но не литература», — написал литератор Александр Генис в своем эссе «Танго о Борхесе: 1899–2009», напечатанном в «Новой газете» № 91 от 21 августа 2009 г.


«Не верьте лжи о Джинджер Роджерс. Все, с которыми танцевал Фред, были лучше ее, не в последнюю очередь, его сестра. В этом клипе — Сид Чарисс. «Dancing In The Dark from The Band Wagon in 1953». Это один из моих постоянных фаворитов навсегда, это безупречно!» (из отзывов в Интернете)

Американская актриса Сид Чарисс (Cyd Charisse) скончалась от сердечного приступа в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США, 17 июня 2008 года.

Мария О.