Легендарный концертмейстер

Давид Лернер

1909–2012



30 марта 2012 года, на 103-м году жизни, скончался прекрасный пианист, легендарный концертмейстер Давид Михайлович Лернер…

Пролог

Однажды, в размышлениях о новой страничке, связанной с музыкой, я вспомнила, что моя бабушка Мария очень любила песню «Липа вековая» в исполнении Лидии Руслановой. Песня считается народной, хотя наверняка у нее есть авторы музыки и стихов. Авторов я пока не определила, но открыла для себя новое имя — это был Давид Лернер, когда-то обработавший мелодию «Липы вековой». Почему-то подумала, что если человек дожил до 100 лет, то у меня есть еще время рассказать о нем в журнале. Но когда это время пришло, то оказалось, что ушел Давид Михайлович — почти два месяца назад… В 102 с половиной года.

Моя старшая подруга, годящаяся мне в прабабушки, ушла в 103 с половиной. Может, думая о ней, я и не спешила. Врач-невропатолог из Харькова Веля Марковна Житомирская была удивительной женщиной, работала до 95-ти, пока глаза позволяли. Когда мы познакомились накануне её столетия, она уже почти ничего не видела, но прекрасно все запоминала и выглядела лет на 20 моложе. «В чем ваш секрет, Веля Марковна?» — спросила я ее однажды. «Я очень любила свою работу и никогда не позволяла себе прийти на работу в халате, который не был накануне постиран и отглажен», — ответила она. Как и Давид Михайлович Лернер. Она была веселая, доброжелательная, до последних дней консультировала знакомых и соседей. Я бы сказала, что у нее были руки музыканта. Как у Давида Михайловича. Этими руками она творила чудеса.

А ещё я вспомнила о другой женщине — о своей учительнице математики в одной из школ, где мне пришлось учиться. Это была тоже удивительная женщина. И её, мою учительницу, многое роднит с Давидом Лернером.

Вот что написал о ней один из её учеников, из другой харьковской школы:

«Росся Львовна Корсунская умерла в апреле 2005 года. Действительно, был удивительный человек и педагог. Несмотря на жесткость и, я бы даже сказал, авторитарность характера, очень многие ученики к ней тянулись. Еще больше таких, кто оценил ее позже, уже в зрелом возрасте. У нее была сложная биография, не все подробности которой были известны широкому кругу. Сейчас думаю, что ее авторитарность была для учеников своеобразным тренингом, наукой «держать удары», которыми полна взрослая жизнь за порогом школы.

Хотя обычно в старости основные черты характера обостряются, но Росся Львовна с возрастом стала мягче и сентиментальнее. Помню, в 1996 году мы, несколько ее выпускников, зашли ее проведать. Я, честно говоря, боялся увидеть озлобленную старуху, утратившую адекватность в восприятии новых реалий. И ошибся. Росся Львовна встретила нас радушно, рассуждала совершенно трезво, трудности «постсоветского» пенсионерского существования воспринимала спокойно. В процессе разговора выяснилось, что она занимается репетиторством с какими-то детьми, причем бесплатно. На мое осторожное замечание, что это, мол, неправильно, что она тратит свое время и силы, и что всякий труд должен быть вознагражден, она ответила:

«Дорогой мой, да как же я могу... Ведь когда родителей забрали, мне 17 лет было и четверо братьев и сестер у меня на руках… Если бы не люди, мы бы не выжили… Они нам помогали, денег не брали… Как же я буду с людей деньги брать?»


А теперь рассказ о музыканте Давиде Лернере. Я постаралась выбрать информацию, не очень приукрашенную и мифологизированную восторженным отношением пишущих о нём журналистов.

Мария Ольшанская

Заслуженный артист России Ян Осин:

(Памяти Давида Михайловича Лернера)

Мне посчастливилось стать певцом, которому этот выдающийся мастер аккомпанировал после многолетнего перерыва — он в течение десятков лет был постоянным концертмейстером С. Лемешева, М. Максаковой, многих мировых оперных звезд — а когда их не стало, Давид Михайлович «переключился» на сольные выступления. В последние годы жизни у него сильно ухудшилось зрение, и он уже не мог пополнять свой репертуар, т.к. просто не мог рассмотреть ноты, но зато память у него была феноменальная — как музыкальная, так и мышечная — не видя клавиш рояля, он просто чувствовал их! Играл сложнейшие произведения — Рахманинова, Шопена, аккомпанировал мне несколько песен и романсов — и конечно же — знаменитую песню «Вдоль по Питерской», которая нас и «познакомила» около 10 лет назад…

Давид Михайлович обладал не только даром великолепного музыканта — его прекрасный русский язык, такой, который хотелось слушать и находиться во власти замечательных, тонких формулировок, создавал ощущение причастности к действительно «великому и могучему» литературному русскому языку!

До последнего момента он вел активный образ жизни — каждый день много часов репетировал, как ветеран Тихоокеанского флота (во время войны он был мичманом) активно участвовал в общественной жизни; везде, где появлялись он и его супруга Галина Павловна — они производили фурор — когда он сначала садился к роялю и исполнял, например, «Танец огня» Де Фалья а потом они вдвоем танцевали вальс, танго или фокстрот. Что говорить — 22 марта Давид Михайлович дал последний сольный концерт… Подобных ему музыкантов просто нет в наше время.

Он был настоящей ЗВЕЗДОЙ — звездой, которая светит не себе, но другим! И он не боялся светить своим партнерам по сцене — певцам с мировыми именами, или оказаться в их «тени». Свет его таланта ценили не только они — а все благодарные слушатели.

Давид Михайлович был последним из легендарной плеяды очень скромных, но великих людей, служивших музыке, Родине и народу. Я горжусь тем, что был не только лично знаком с настоящим гражданином Российской Империи (родившимся в 1909 году), но и выступал с ним во многих концертах!

PS На фото — уникальная фотография 2011 года: много ли пианистов записывались в студии в возрасте 101 года? Нам удалось записать в студии В. Разумовского 3 романса… (03.04.2012)



Шпион, диверсант и даже народный артист…

65 лет назад он привез в Петропавловск рояль.

Спустя год его арестовали. Держали в тюрьмах. Потом реабилитировали. Как пианист, он выступал с Лемешевым, Максаковой, Полем Робсоном и с более 70-ю знаменитостями Большого театра.

В 1986 году он в последний — 12-й раз — объехал с концертами западное и восточное побережья нашего полуострова.

Сегодня 92-летний народный артист России Давид Лернер живет с несбыточной, на его взгляд, мечтой: снова увидеть Камчатку…

Бывает же такое! Минувшим августом я работал над одной из глав своей будущей книги «Музыканты Камчатки». И там рассказал о необыкновенной судьбе пианиста Давида Лернера, который в первой половине ХХ-го века оставил, пожалуй, самый яркий след на полотне едва зарождающейся музыкальной культуры полуострова. А в это же время мой коллега — камчатский гитарист Николай Красильников, вкушая с палубы теплохода «Иван Кулибин» красоты русской матушки-реки, вдруг услышал звуки рояля. Они лились из салона, и с первого мгновения было ясно: играет профессионал высшего класса. Красильников — человек энергичный. Через несколько минут он уже знакомился с седым пианистом — Давидом Михайловичем Лернером! Почтенный музыкант был потрясен, узнав, что Красильников — с Камчатки. И тут же стал вспоминать свою юность, счастливый и злопамятный 36-й год, когда он впервые оказался в Петропавловске.

Потом Лернер дал на теплоходе сольный концерт. День спустя Красильников ответил тем же: сыграл большую концертную программу для пассажиров теплохода… Музыка, как и Камчатка, сближают людей неимоверно быстро. По возвращении в Москву Николай Красильников был приглашен к Лернеру на день рождения. И там весь вечер (отметим для точности: 10-го сентября) речь шла лишь об одном — о необыкновенно притягательной, загадочной земле-Камчатке, способной ворваться в душу любого человека и оставаться там всю жизнь.

Лернер страдал, восхищался, тосковал. Он тысячу раз повторил слово «Камчатка». А потом, покинув праздничный стол, передал Красильникову письмо, которое, как я полагаю, адресовано не только камчатскому гитаристу, но всей Камчатке.

«Хочу сказать, — пишет Лернер Красильникову, — что я восхищен Вашим мастерством владения гитарой и умением использовать возможности инструмента, добиваясь определенных колористических эффектов и тембровых красок. Могу утверждать, что музыкальное училище, где Вы преподаете, может гордиться тем, что свое мастерство Вы передаете подрастающему и нуждающемуся в музыкальной культуре молодому поколению.

Мне это близко, потому что в 1936 г. я был также полон подобных устремлений. Кстати сказать, пользуясь тем, что Вы возвращаетесь на Камчатку, прошу передать работникам газеты «Камчатская правда» мои самые теплые чувства уважения. Т.к. с этой редакцией у меня связаны многие впечатления в разные годы.

Начну с того, что в 1936 году мою будущую семью и меня, в том числе, приютил в своей квартире, потеснив себя, главный редактор газеты «Камчатская правда» Александр Серафимович Никольский. Жил он в то время в одном из немногих деревянных двухэтажных домов, которые считались лучшими из того, что было тогда в городе. Там мы и жили в ожидании предоставления нам жилья.

А.С. Никольский был высочайшей культуры интеллигент нашего времени. Он также, как и председатель Камчатского радиокомитета Петр Валерьянович Ложников (отчим моей жены Несмеяновой Натальи Филипповны), был арестован и расстрелян в 1937 г. в числе многих ответственных работников Камчатки. А я, отсидев два года, был реабилитирован.

Мои последующие гастрольные посещения Камчатки всегда отмечались в газете «Камчатская правда» большими «подвалами» (статьи, размещенные в нижней части полосы — авт.), и я храню эти газеты с откликами обо мне…»

Один из упоминаемых номеров газеты мне удалось отыскать довольно быстро. Блистательная журналистка Вера Янкина (Сидорцева) на страницах «Камчатской правды» рассказывала в 1986 году:

«Первая встреча Лернера с любителями музыки полуострова состоялась, когда его имя уже знали в мире искусства. Молодому талантливому пианисту дирекция Московского радиокомитета поручила купить рояль, чтобы с его помощью начать музыкальное образование трудящихся Камчатки. Лернер выполнил просьбу, приобретя в комиссионном магазине рояль фирмы «Ибах» «в приличном состоянии». Предстояло отправить инструмент в Петропавловск. «Отправить на Камчатку» значило, вероятно, в те годы то же, что теперь — «отправить на Луну». Полмесяца добирался Лернер до Владивостока, чуть меньше — до «Питера». Но уже в том же 1936 году рояль «Ибах» зазвучал по радио на всю Камчатскую область…

Музыкант прожил на полуострове два года, через перерыв — снова два…»

Прервем чтение статьи. Обратим внимание на нерасшифрованную фразу: «через перерыв — снова два». Даже пятнадцать лет назад журналистка не посмела назвать в газете истинную причину этого «перерыва». А имя ему одно — репрессии. Да, все поначалу казалось прекрасным. Молодой музыкант влюбился в дочь главы Камчатского радиокомитета Наташу. Женился. Давал концерты. Организовал музыкально-вокальный ансамбль «Бим-Бом», где пели Наташа и ее мать, Анфиса Николаевна. Но наступил 37-й год. В декабре председателя радиокомитета Ложникова с женой арестовали. Петра Валерьяновича расстреляли. А в январе 38-го пришли за «шпионом и диверсантом» Лернером.

«Забирали в то время по стандартному обвинению, — вспоминал позднее Давид Лернер, — измена Родине, диверсия, контрреволюционная деятельность, вредительство. Во Владивостокской тюрьме вместе со мной сидели, а чаще стояли, 30 человек. Тридцать первое место занимала параша. Казалось, ад не кончится. Однако в Хабаровске в камере нас было уже 125. Все, что происходило до того, на свободе, грезилось, как чужая жизнь. В сороковом меня отпустили — закончилась борьба с «ежовщиной». Честно, я не понимал, кому после всего ЭТОГО буду нужен. А к роялю поначалу просто боялся подходить — вдруг бы мы с ним не поняли друг друга? Война вернула к реальности…»

Он, Лернер, был сильным всегда. Еще в хабаровской тюрьме музыкант осмелился на дерзкий поступок: объявил голодовку. Его срочно этапировали обратно во Владивосток, кинули в трюм парохода, кормили одной соленой рыбой. Сила духа позволила ему быстро вернуться и к музыкальной деятельности после освобождения. В самом начале войны Давид Михайлович организовал в Петропавловске ансамбль «Били, бьем и будем бить», сочинил на слова В.И. Лебедева-Кумача героическую песню «Идет война священная», опередив появление знаменитого хорового гимна «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Потом камчатский музыкант оказался в военно-пехотном училище Владивостока, год спустя — в чине мичмана — его направили в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. До окончания войны мичман Лернер и его подчиненный - краснофлотец Борис Брунов (известнейший эстрадный артист) участвовали в бесконечных концертах по всему Дальнему Востоку. Где не оказывалось рояля, пианист играл на баяне…

Дальнейшую судьбу Лернера можно описывать неимоверно долго. Возвратившись после войны в Москву, он быстро обрел славу тонкого и вдохновенного концертмейстера. Около двадцати лет он являлся творческим партнером выдающейся советской певицы Марии Максаковой. Пятнадцать лет выступал в ансамбле с великим тенором ХХ-го столетия Сергеем Лемешевым. Имя Давида Михайловича красовалось на афишах вместе с именами таких известных вокалистов, как Наталья Шпиллер, Елизавета Шумская, Ирина и Леокадия Масленниковы и многих других. На гастролях в Лондоне Лернер познакомился с Полем Робсоном и предложил ему исполнить только что созданную Эдуардом Колмановским песню «Хотят ли русские войны». «Павел Васильевич», как в шутку называли Робсона русские артисты, с удовольствием откликнулся на предложение и выступал в Москве в ансамбле с Лернером.*)

В домашнем кабинете музыканта висит старенькая карта Советского Союза. На ней — свыше 500 кружочков, которыми отмечены города и поселки, где выступал Давид Лернер. Выступал с такими музыкантами, от упоминания которых сразу кружится голова. Когда в 1969 году музыкант отмечал свое 60-летие, то получил послание от Ивана Семеновича Козловского. Великий артист писал:

«Поздравляю и радуюсь, что Вы в своем творчестве выдержали натиск созвездия имен. Быть музыкантом, иметь свое отношение и толкование к любому музыкальному произведению и встречаться со стихийным исполнителем… Право, Вы достойны удивления и восхищения. Ведь в искусстве кому-то надо верить. И совершенно разные по мировоззрению, по темпераменту и просто по стилю исполнения исполнители верят Вам. Что это? Мудрость, уступчивость или та сила убеждения, которая притягивает к Вам? Быть камертоном, к которому прислушиваются, по которому настраиваются и с которым создаются разные исполнительские ансамбли, не каждому дано, а в Вашей жизни они были, есть и будут.

Гляжу на Ваше фото. Вы такой умильный, доверчивый и характером добрый. Но ведь эти качества хороши для дома, для заседания месткома, а искусство… Но Вы сами знаете: когда выходишь на сцену, нужен не характер, а то, что у Вас есть и за что Вас чествуют — МАСТЕРСТВО!»

Так отзывались о Лернере крупнейшие музыканты страны многократно. И только высшие инстанции крайне долго хранили молчание. Увы, наше государство, как известно, не очень склонно к покаянию. И даже признавшись в собственных грехах, оставляет за собой молчаливое право сохранять подозрительность к невинно осужденному. Так было и с Лернером. Поиздевавшись над музыкантом почти два года, внезапно отпустив и реабилитировав его, чиновники не избавили пианиста от той тени, что осталась витать где-то рядом в образе пресловутого «пятого пункта». В 1962 году Давид Лернер был представлен к званию заслуженного артиста РСФСР. Но 29 (!) лет документы невидимо скользили по кабинетам, не находя решения. Лишь в 91-м году, когда музыканту исполнилось 82 года, появился первый Указ о его награждении. Следом — второй: Давида Лернера назвали народным артистом России…

Столь запоздалые почести, наверное, Лернеру были приятны. Хотя, как теперь измерить, сколько внутренних мучений испытал человек за многие десятилетия официального забвения. Но он - оптимист. И все, что было, вспоминает с трепетным волнением и благодарностью. Он благодарен судьбе, что после окончания Киевской консерватории оказался на Камчатке и нашел здесь свою Наташу, с которой прожил 59 лет. Он гордится, что потом, после войны, имел возможность через каждые десять лет появляться на любимом полуострове с концертами, отмечая тем самым день, когда в Петропавловске впервые зазвучал его рояль. Он счастлив, что сегодня, в возрасте 92-х лет остается концертирующим музыкантом, готовым в любой момент исполнить огромную сольную программу.

И он, Давид Лернер, чрезвычайно рад, что теплым августом 2001-го года судьба свела его на волжском теплоходе с Николаем Красильниковым, случайным посланцем Камчатки. Эта встреча вновь всколыхнула душу знаменитого музыканта, подвигла не несбыточное, на его взгляд, мечтание: вновь посетить Петропавловск.

Несбыточное?

(Валерий Кравченко, газета «Новая Камчатская Правда», №42, 25.10.2001)


* * *

*) «Я был у Лернера в гостях, публиковал о нем очерк (текст потом проверил сам Лернер). Единственная неточность в моем очерке: Лернер не выступал с Поль Робсоном, хотя такое выступление было запланировано. Но эта неточность давняя, мне не принадлежит. Это, если хотите, уже миф, который трудно исправить, так как он прижился в большинстве материалов о Лернере»

(Валерий Кравченко, 2009-09-11, ремарка).


* * *

Кравченко Валерий. След Ветра (очерки о культуре Камчатки)

«Шпион, диверсант и даже… народный артист» — о Д.М. Лернере, известном пианисте, жившем на Камчатке в 1930-х годах и впоследствии много раз приезжавшем на полуостров с концертами: очерк 2001 года; также даны фотографии: «Д. Лернер по-прежнему — концертирующий пианист», «Давид Лернер. Владивосток, 1943», «Из архива Д. Лернера» — фотокопия программы концерта в Камчатском областном драматическом театре 24 ноября 1941 года, «Давид Лернер. Москва, 2003», «Выступление Давида Лернера в Петропавловске. 1986», «Давид Лернер и Лев Зиневич. Москва, 2003», «Д. Лернер с супругой Галиной Богородицкой»; послесловие, в котором цитируются воспоминания Д. М. Лернера о Камчатке; также дана фотография «А годы летят… [Д. М. Лернер]. Москва, 2003».


* * *

Раздел «Жертвы политического террора в СССР»
сайта Международного общества «Мемориал»:

Ложникова Анфиса Николаевна (Несмеянова)

Родилась в 1895 г., г. Томск; русская; образование гимназия и музыкальный техникум; б/п; была диктором и библиотекарем Облрадиокомитета. Проживала: г. Петропавловск-Камчатский.

Арестована 3 декабря 1937 г.

Приговорена: КОУ НКВД 8 августа 1939 г., обв.: по ст. 58-7-11 УК РСФСР.

Приговор: на основании ст. 204-б УПК из-под стражи освобождена. Реабилитирована 26 июля 1989 г. Реабилитирована постановлением прокурора Камчатской обл.

Ложников Петр Валерьянович

Родился в 1902 г., г. Томск; русский; образование среднее; б/п; являлся председателем Облрадиокомитета. Проживал: г. Петропавловск-Камчатский.

Арестован 4 декабря 1937 г.

Приговорен: Военная Коллегия Верховного Суда СССР, выездная сессия 26 мая 1938 г., обв.: по ст. 58-1а-8-11 УК РСФСР.

Приговор: ВМН. Расстрелян 11 июня 1938 г. Реабилитирован 6 апреля 1957 г. Реабилитирован определением Военной коллегии ВС СССР

Источник: База данных о жертвах репрессий Камчатской обл.

Лернер Давид Михайлович

Родился в 1909 г., Украина, г. Жмеринка; еврей; образование высшее (Театрально-музыкальный институт, г. Киев); б/п; был пианистом Облрадиокомитета. Проживал: г. Петропавловск-Камчатский.

Арестован 9 января 1938 г.

Приговорен: КОУ НКВД 2 сентября 1939 г., обв.: по ст. 58-1а-7-8-11 УК РСФСР.

Приговор: на основании ст. 204-б УПК из-под стражи освобожден. Реабилитирован 21 июля 1989 г. Реабилитирован постановлением прокурора Камчатской обл.

Источник: База данных о жертвах репрессий Камчатской обл.


Из статьи в журнале
«Культура здоровой жизни», №3, 2011

После нескольких операций на глазах выдающийся пианист, которого называют камертоном XX века, различает лишь силуэт сидящего напротив него человека… Но, к счастью, видит и чувствует клавиатуру и последнее время играет только по памяти, уже не имея возможности заглянуть в ноты. Музыкант открывает крышку исторического инструмента, привезенного из Лондона и сделанного по чертежам знаменитой фирмы «Блютнер», — и в квартире звучит чарующая музыка, которой народный артист России, легенда нашего времени Давид Михайлович Лернер посвятил всю свою жизнь.

Об этом человеке можно рассказывать без конца… Но на самом деле достаточно назвать лишь один факт этой яркой биографии, чтобы преклонить перед ним колена, — в свои 102 года Давид Лернер дает по тридцать – пятьдесят бесплатных сольных концертов в год. На мой вопрос, какой же ее период он считает наиболее успешным, ярким, Давид Михайлович совершенно неожиданно для меня ответил: «Последние 15-20 лет!» И это абсолютно честный ответ, потому что в эти годы он выступает не как аккомпаниатор великих певцов, а как исполнитель любимых музыкальных произведений — Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, Чайковского…

— Конечно, те встречи, которые у меня были с вокалистами Большого театра, бесспорно, важны, — признался музыкант. — Каждая из них имеет свою прелесть, свое, я бы сказал, предназначение. Но, тем не менее, как это ни парадоксально, может быть, звучит, несмотря на то, что мне почти 102 года, интереснее всего получился теперешний период времени. Я всегда начинал любой концерт своим сольным выступлением, но это был очень маленький фрагмент. Главным был тот человек, с кем я выступал. А сегодня, когда уже ушли из жизни мои исполнители, я стал солистом, играю сольные концерты. Обычно это полуторачасовая насыщенная классическая программа, которую из-за потери зрения я уже не имею возможности пополнять.

Каждый день, какими бы ни были здоровье и настроение, он обязательно не менее полутора часов играет на пианино, чтобы не забыть любимые произведения. И если Давид Михайлович с Галиной Павловной куда-то уезжают, а они любят путешествовать, строгий распорядок непременно сохраняется.

— Мы сразу же начинаем искать рояль и потом каждый день, как на работу, ездим в музыкальное училище, в школу или во Дворец культуры, — рассказывает Галина Павловна, — где мужу разрешают поиграть. В прошлом году мы две недели жили на Кутузовском, в квартире, где не было пианино, так Давид Михайлович каждый день ходил в соседний магазин «Стэнвей». Ему разрешали играть на любом из двадцати инструментов самой знаменитой фирмы, и он чувствовал себя счастливейшим человеком в этом музыкальном раю.

Каждый год 7 мая, в день рождения П. И. Чайковского, Лернер приезжает в Клин и играет на рояле композитора. Он непременный участник ежегодных концертов молодых теноров на «Лемешевской поляне» в Серебряном бору (он помнит, как гулял здесь с Сергеем Яковлевичем!). Раз в два года в Астрахани проходят фестивали, посвященные солисткам Большого театра Марии Максаковой и Валерии Барсовой, их открывает и закрывает пианист Давид Лернер. И всегда это благотворительные концерты для обожающей музыку публики.


Давид Лернер
Автограф для «Медицинской газеты»

— Моя малая родина — украинский городок Жмеринка. Родитель был фотографом, имел свою студию. Наш дом стоял на перекрестке улиц, и в Гражданскую войну на его каменном крыльце не раз высился пулемет. Петлюровцев сменяли махновцы, «зеленые», другие банды… Но мы уцелели.

Отец хотел, чтобы я и мой старший братишка Борис стали музыкантами. Семья перебралась в Киев. Бориса музыка не захватила. Через годы он стал кинооператором, одним из создателей знаменитого фильма «Истребители». А я на выпускном экзамене в Киевской консерватории исполнил Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

— На Камчатке у нас с Натальей Филипповной — мы прожили вместе почти 60 лет, до ее кончины, — родился сын Евгений. Ему сейчас 70, он педагог музыки в Стасовском училище в Москве.

— Мне довелось работать с интереснейшими людьми, лучшими певцами Большого театра.

В 1953 г. Марии Петровне Максаковой потребовался опытный аккомпаниатор. После первого концерта я получил программку с ее оценкой: «Наш экзамен прошел на отлично. Спасибо». После этого мы не расставались 20 лет. Удивительно цельная натура, исключительно требовательная к себе. Как-то мы работали с ней над циклом Шумана «Любовь и жизнь женщины». Что-то не получалось. Она вздохнула: «Вот что, поеду-ка я на дачу в Снегири и там поработаю… Мне еще надо самой порепетировать». А через несколько дней ей аплодировал Большой театр.

Мария Петровна была очень теплый человек. Мы с женой два года жили у нее на даче в летние месяцы. Там до сих пор стоит мой рояль.

… В один из дней 1933 г. , когда я служил в Центральном доме Красной армии, к нам в симфонический оркестр на репетицию пришел Сергей Лемешев. Он работал над арией Ленского. Музыканты по достоинству оценили его лирический тенор. Через 25 лет мы встретились в Германии на гастролях Большого театра. И уже навсегда стали коллегами. В 1958 г. Лемешев попросил Марию Петровну, чтобы я стал и его аккомпаниатором. 15 лет — до конца его жизни мы работа ли вместе.

По характеру Лемешев был немного замкнутый, сторонился многочисленных поклонниц, а те буквально осаждали его. Как-то мы приехали в Красноярск и узнали — за ним увязались десять «лемешисток». Несколько лет назад мы с женой Галиной Павловной 10 июля, в день рождения Лемешева, навестили его могилу на Новодевичьем кладбище. Памятник утопал в цветах…

И Максакова, и Лемешев родились в 1902 г. В год 100-летия этих замечательных артистов я сыграл десятки концертов.

— В 1963 г. вместе с солисткой Большого театра Леокадией Масленниковой я побывал в Лондоне на празднике газеты компартии «Дейли уокер». Знал: здесь живет мой друг Поль Робсон, обладатель удивительного баритонального баса. В Москве мне доводилось аккомпанировать ему на концертах. Оказалось, что Робсон в больнице. Я передал ему через супругу Эсланду новую песню Э. Колмановского на слова Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны»… Вскоре получил от певца ответ — его портрет с автографом. В Советском Союзе тепло встречали солистов Шведской королевский оперы. Я многократно аккомпанировал Маргарите Холлин. С Николаем Геддой выступал в Большом зале консерватории.

— В моем роду не было долгожителей. Я обычный, «нормальный» человек. Моя физкультура — каждодневная работа за инструментом. Каждый день, хотя бы час. Еще недавно ежегодно давал по 30, а то и 50 концертов. Продолжаю выступать и сегодня. Рентген показал: у меня большое сердце. Я рассматриваю это как положительное явление. Люблю людей. Люблю общение. С удовольствием всегда выступаю, чувствуя, — делаю добро.


От редакции. 20 сентября Давиду Михайловичу Лернеру исполнилось 102 года. Мы от души поздравляем маэстро и желаем ему еще долго радовать слушателей своим искусством.


Из форума «Опера и классическая музыка»:

* * *

«Недавно по «Орфею» прозвучала беседа Д.М. Лернера и С.Б. Яковенко. Слушается на одном дыхании. На момент записи Давиду Михайловичу 102 года».

Часть 1

Часть 2

* * *

«В «Аквариусе» выходило довольно много записей Д.М. Лернера в рамках Собрания записей С.Я. Лемешева. В том числе DVD с замечательным концертом, снятым в 1965 г.»


* * *

4 марта 2012 г.

Вечер памяти И.С. Козловского

«Поклон Вам, Маэстро»

Гала-концерт Первого Московского Фестиваля-конкурса теноров имени И.С. Козловского

«Давид Михайлович Лернер примет участие в концерте, посвященном И.С. Козловскому. Я даже догадываюсь, что он сыграет — «Элегию» Рахманинова. Возможно, что-то еще. Он здорово певцам аккомпанирует — по памяти может сыграть любой романс».


* * *

«Видимо, я была на одном из последних, если не на последнем, выступлении Давида Михайловича. Это была съемка программы «Романтика романса», посвященной М.П. Максаковой, с которой он проработал 20 лет. Он произвел на меня сильнейшее впечатление! Он плохо ходил и очень плохо видел, но великолепно говорил и прекрасно играл. Меня потрясло искрящееся остроумие человека такого эпического возраста! Эта передача выйдет в эфир 7 апреля. В память не только М.П. Максаковой, но и ее многолетнего друга».



«Сегодня была на панихиде. Светлая память светлому человеку и гениальному пианисту. Еще 14 марта он играл на фортепиано, танцевал с Галиной танго. Он любил жизнь, а жизнь любила его. Он яркий пример для всех нас, как жить, трудится и любить. Скорбим и помним..... (Liubov Lapshina)


Автор фото слева на странице:

«Давид Михайлович Лернер, музыкант-легенда, разменявший второй век жизни… Отдыхая в санатории «Каширские роднички», дал концерт в зале краеведческого музея» (1 июня 2010).

Мария Ольшанская