Любите теноров!

(байки о музыке)

Любите теноров!

«Когда-то меня позабавил текст «Любите теноров». Убей, не помню, где его скачала. Всякий раз неизменно он вызывает восторг у музыкантов — ведь тенора в нашей профессии это… ну как блондинки в современном обществе. Посылаю приложением» (О.Б., июль 2008 г.)


Эти забавные существа, несмотря на свою малочисленность, капризный нрав и неприятный резкий голос, пользуются неизменным спросом, особенно у женщин. Разводить теноров — дело ответственное и хлопотное. Многолетний опыт показывает, что и количество, и качество теноров значительно выше в южных популяциях (Кавказ, Средиземноморье, Ближний Восток), откуда их обычно и завозят; также неплохо зарекомендовали себя гибриды.

Выбирая молодого тенора, обратите особое внимание на его здоровье. Здоровая особь имеет блестящие глаза, подвижна, постоянно щебечет и обшаривает помещение в поисках еды. Если особь малоподвижна и не притрагивается к корму — это признак серьезного заболевания. Возможно, это вообще не тенор.

Молодые тенора много едят и еще больше пьют. Их питание должно быть достаточно разнообразным; экземпляры, выращенные в спецпитомниках (общежития при консерватории и музучилище), отличаются, как правило, пониженным тонусом и неохотно поют из-за несоответствующих условий содержания и кормления, а их голоса приобретают специфический режуще-скрипучий тембр.

Юных теноров обучают петь, подсаживая их на 1–1,5 часа в день к взрослому опытному тенору. Подойдет и любая другая певчая птица, манеру которой он будет копировать; нужно следить, чтобы «учитель» и «ученик» в ходе обучения не покалечили друг друга. Однако большинство особей упорно перенимают не те звуки, которым их хотят научить. Визг тормозных колодок, заводской гудок, звук сливного бачка — вот далеко не полный перечень тех звуков, которые особенно привлекают теноров. И почему-то особенно любят копировать петуха. И все-таки какое это счастье — услышать первую робкую какофонию из уст вашего любимца!

Наш коротенький очерк можно резюмировать словами знаменитого Ивана Ивановича Бюль-Бюль-Терьера, профессора Урюпинской консерватории, который успешно разводит теноров в течение уже 40 лет: «С этими тварями можно застрелиться. Но не соскучиться!»


* * *

Тенор — это нечто среднее между полом, национальностью и диагнозом.


* * *

Что такое хороший тенор? Это лирико-колоратурный баритон.


* * *

Чем отличается тенор от контральто? У тенора не растут усы.


* * *

Что такое малая секунда? Это два тенора, поющие в унисон.


* * *

Как заставить пятерых теноров петь в унисон? Убить четырех из них.


* * *

— Что делать, если ваш педагог по вокалу — тенор?

— Уже ничего не сделаешь. Через пять лет вас ждет одно из трех: а) вы станете идиотом и разучитесь петь; в) вы станете круглым идиотом и разучитесь разговаривать; с) вы станете тенором.


* * *

Тенора — как налоги: без них невозможно, а с ними невыносимо.


* * *

Чем отличается бензопила от тенора?
— у нее приятный тембр;
— она держит строй;
— у нее есть вибрато;
— она всегда в голосе;
— она не дает петухов;
— при большом желании ее можно включить в состав вокального ансамбля.


* * *

То, что тенора, вопреки всем гнусным басням, составляют счастье нашей жизни, убедительно доказывает следующая схема:

Эти тексты были любезно предоставлены
Ларисой Прудниковой. Спасибо!

Про тенорофф

Я довольно много писала о баритонах, а между прочим, главный герой в мужской половине оперного мира — все равно тенор. Многие люди любят теноров. Так что я подумала, надо что-то и про них написать.

За что мы любим теноров? Вообще-то даже не знаю, что сказать. Я их тоже люблю, но умеренно и за две вещи — за красивый голос и за то, что тенора разбавляют собой время между репликами баритона. Извините, негативные черты теноровых персонажей слишком сильно бросаются мне в глаза и мешают восхищаться.

С моей точки зрения, теноровые образы сильно похожи друг на друга. Всегда есть любовная линия с сопрано, иногда разбавляемая вкраплениями меццо-сопрано (меццо сама любит тенора и пытается разлучить его с героиней, как, например, Амнерис в «Аиде»). Сопрано тоже любит тенора и в ста процентах случаев предпочитает его баритону, не понимая своего счастья. Также всегда есть более-менее убедительные душевные терзания героя. Терзания происходят обычно по поводу сопраны, чем-то не угодившей тенору (из-за чего он ее бросает во втором акте, а потом страдает до четвертого), а иногда — из-за судеб страны, туманного будущего и коварства судьбы. Еще герой постоянно готов к совершению подвигов во имя родины, любимой женщины, идеалов и тп., нужное подчеркнуть. При этом герой парадоксальным образом неспособен на реальные действия, слабохарактерен, легковерен и незрел душевно. Его легко обмануть и заставить сделать что-нибудь нехорошее. Он охотно предается печали и никогда не бывает виноват в своих проблемах — он всегда жертва обстоятельств, людской несправедливости, а то и роковой иронии судьбы. Не могу сказать, что все это склоняет меня любить теноров. Хотя они могут быть добрыми, любящими и внимательными, но как-то редко и неубедительно. К тому же тенора, которые при красивом голосе звучали бы еще сильно и уверенно и производили бы впечатление не беспомощной размазни, а настоящего мужчины, мне лично встречались редко. Хотя все-таки встречались. В общем, я люблю отдельных конкретных теноров, но не тенора как вид. Перечисленные черты свойственны всем тенорам, но у разных персонажей на первый план выступают разные особенности.

В общем, я тут подумала: если вы решили завязать отношения с тенором, полезно знать, что вас ждет, верно? Поэтому я и написала небольшой обзор под названием

Путеводитель по тенорам

Теперь, если вы соберетесь слушать какую-то оперу, вы уже будете примерно знать, чего ждать от главного героя и даже угадаете, чем все закончится. Кто вспомнит еще какие-то разновидности, может добавить1). Итак:


тенор с уклоном в героизм — Каварадосси из «Тоски», Радамес из «Аиды», Габриэле Адорно из «Симона», Манрико из «Трубадура» и Шенье из, соответственно, «Андре Шенье». Отличается повышенным социальным сознанием, обостренным чувством долга и всегда рвется на баррикады. Не важно, зачем. Разумные слова типа «дорогой, будь осторожен, за нами же следит вся римская полиция / стража фараона / служба безопасности генуэзской республики / сыщики Робеспьера» не доходят до сознания тенора-героя. Его любимое занятие Андре Шенье обличать тиранов. В этом он никогда не преуспевает, зато находится при деле, к тому же по ходу обличений выдает отличные ферматы. Героиню любит, но свободу любит немножко больше, и из них двоих выбирает вторую. Его любимая песня — Марсельеза. Также тенора-героя постоянно гнетут темные силы. Теноров остальных видов они либо совсем не трогают, либо гнетут умеренно, а вот на герое оттягиваются по полной;

тенор-любовник — герцог Мантуанский («Риголетто»), Риккардо («Бал-маскарад»), граф Альмавива («Севильский цирюльник»). Существо жизнерадостное, легкомысленное и предпочитающее брать от жизни все. Забивает на темные силы, которые вяло пытаются его угнести, и весело ходит налево, направо и в других направлениях. Инстинкт самосохранения отсутствует в принципе, зато и стремления лезть в спасители отечества нет — а то что бы мы делали, реши граф Альмавива бороться за свободу испанских цирюльников? Задумываться на серьезные темы, а тем более терзаться мыслями о морали тенорам-любовникам противопоказано в целях выживания вида. При теноре-любовнике обычно присутствует баритон, роль которого простирается от помощи тенору до попыток убийства, если тенор доведет его слишком сильно;

тенор-благородный любовник — Ленский, Ромео, дон Оттавио из «Дон Жуана». Отличается от предыдущего тем, что на протяжении до-, во время- и послеоперной жизни любит только одну героиню. Это романтично, но для самого тенора плохо — он постоянно в обломе. То ли он не читал Пушкина «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», то ли что, но в ответ на признания получает просто фигу, а то и пулю в лоб. При этом обожает сопрану до потери пульса и прощает ей все, за что его со всей женской логикой считают скучным занудой. Отдельная история с Ромео, который вроде не был занудой, но тоже плохо закончил;

тенор-мститель — Канио, Хозе, Отелло. Его постоянный припев — «она меня за муки полюбила». Или не полюбила, или разлюбила, чем нанесла душевную травму. За это, соответственно, тенор и мстит героине, убивая ее в финале под однообразные крики «смерть твоя пришла!» Фи, как неоригинально. Убийцей тенор себя не считает — только мстителем. Мотив преступления всегда один — отмстить за измену себе, любимому. Не читали они Чехова, который сказал «радуйся, что жена изменила тебе, а не Отечеству». Тенора-мстители, как правило, люди из низших социальных слоев, занимают невысокие должности (только Отелло пробился наверх, а кто-то еще говорит, что политкорректность — это сегодняшнее изобретение!) и по всем законам психологии самоутверждаются за счет окружающих. Впрочем, они страдают всерьез, так что их все равно жаль, несмотря на криминальные склонности;

тенор-неврастеник — Эрнани, дон Карлос, Вертер из опер имени себя, Альваро из «Силы судьбы». Тенор-неврастеник весь в душевных метаниях. Вечно не понят, несчастен и преследуем человеческой злобностью. Основной мотив — «я опять одинок» голосом Лисициана. Да, я знаю, что Лисициан баритон. В отличие от тенора-героя, который твердо знает, что сначала Родина, потом сопрана, для неврастеника все равны и он всю оперу бросается от дамы сердца к врагам, потом к Родине, потом на поиски своего «я». Поиски своего «я» и его места в мире отнимают особенно много времени. Любимое занятие тенора-неврастеника — трепать нервы голосам нижележащих регистров. Причем для этого он безошибочно выбирает самый подходящий момент. Например, может закатить скандал папе-басу прямо на площади перед толпой народа, позоря королевскую семью. А люди-то мирно собрались посмотреть аутодафе. В общем, неврастеник успевает довести до ручки всех страданиями своей непонятой души, после чего благополучно умирает. Иногда баритон не выдерживает и умирает первым. К несчастью, изобрести антидепрессанты в те времена еще не успели, иначе хорошая доза чего-нибудь привела бы много опер к счастливой развязке…

тенор-неудачник — Неморино из «Любовного напитка», Гофман из «Сказок Гофмана». Неморино — деревенский неудачник, что лучше, нежели городской, в деревне хоть огород есть, коровы всякие, с голоду не умрешь, не то что в городе. Городскому жителю Гофману тяжелее, поэтому он благополучно спивается. Однако у героинь при виде тенора-неудачника срабатывает материнский инстинкт и в конце его обязательно берут под крылышко. Поэтому тенора данного вида имеют больше шансов на выживание, чем тенора-благородные любовники, которым никаких крылышек не достается;

тенор-благородный отец — Элеазар из «Жидовки» Галеви. Редкий уникальный экземпляр, единственный известный в природе. Обычно тенор либо еще слишком молод и ходит в женихах, либо тенор умирает, не успев завести детей. Здесь персонаж не только отец, но еще и религиозный фанатик и вообще сильная личность. Он довел свою дочь до костра — вот такое адское сочетание Риголетто и Азучены. Вообще-то по всем правилам должен быть баритоном или басом, но… Если вы сможете поверить, что свежим голосом героя-любовника поет престарелый еврейский ювелир, то этот персонаж для вас. Пока можете попытаться вообразить Хосе Каррераса с пейсами — для тренировки…

тенор-козел — уверяет себя и окружающих в безумной любви к сопране, но ведет себя довольно мерзко. Под надуманным предлогом бросает сопрану одну разбираться с проблемами, как Туридду в «Сельской чести», а то и просто умирать, как это делает Альфред в «Травиате» и Рудольф в «Богеме» (знал же, что Мими больна чахоткой и бросил ее все равно). В самом пиковом случае доводит героиню до самоубийства — Энцо в «Джоконде» и Пинкертон в «Мадам Баттерфляй». Пинкертон из них самая скотина;

характерный тенор — это разновидность теноровой партии на третьих ролях. Выполняет либо развлекательно-комическую функцию (дон Базилио из «Свадьбы Фигаро», Трабуко из «Силы судьбы»), либо наоборот, служит баритону для выполнения коварных замыслов и мелкого шпионства (не поднимаясь выше уровня прислуги за все). Это Сполетта из «Тоски» (хотя мне его жалко, забитый он со всех сторон, дома жена-скандалистка шубу требует и пятеро детей по лавкам, а на работе барон Скарпиа страх наводит), Норман из «Лючии ди Ламмермур» и противный гражданин с тростью, по прозвищу Инкредибиле, из «Шенье». Персонажи аморальные, норовят подтолкнуть баритона к плохим поступкам, например, к написанию фальшивого доноса. Поются максимально мерзким тенором, какой найдется в театре.

Consuelo, 23 августа 2008 г.
Текст найден на этой странице.


1) Добавлено:

«От себя добавлю, что тенора-отцы ещё встречаются в серьёзных операх Россини: Арджирио («Танкред»), Контарено («Бьянка и Фальеро»), Паоло Эриссо («Магомет II», он же «Осада Коринфа»). Но поскольку ни один нормальный человек этих опер всё равно не знает, их, наверное, можно не считать» (31 мая 2010 г., arashi-opera.livejournal.com).


О тенорах, хороших и разных. Часть 1

Все-таки как не любить теноров! Все нижеприведенные мнения — сугубо личные, так что при желании воскликнуть «ты что ж такое пишешь про певца Х», примите это во внимание.

Во-первых, хочу сказать, что мы — русскоговорящие граждане — имеем преимущество перед всеми остальными жителями земного шара. Только у нас есть одна уникальная видеозапись, в которой певец абсолютно точно и полно показывает, как должен выглядеть, петь и держаться на сцене настоящий тенор. Посмотрите эти раритетные материалы и согласитесь со мной, что прибавить к понятию «тенор» больше нечего. К тому же здесь точно прописана схема отношений тенора и баритона.

Во-вторых, должна признаться, что теноровый мир для меня делится на две части:

1) Беньямино Джильи;

2) все остальные.

Лично для меня певца лучше, чем Джильи, нет, не было и не будет. У кого-то красивый голос, у кого-то техника, у кого-то игра, у кого-то мозги или темперамент — у Джильи было все. Совершенно ангельский голос (он таким же голосом и разговаривал тоже, умереть не встать), умение быть когда надо нежным, когда надо — энергичным, безупречная техника, органичное поведение на сцене. Меня всегда удивляет, как ему удается своим небесным голосом петь без всяких соплей и даже иногда весьма жестко (он мог развести слезы, но именно когда сам этого хотел). Послушать хотя бы, какой он в «Бале-маскараде» — это же Бандерас просто. Вообще когда слушаешь его в отдельных ариях, это красиво, но не дает полного представления. Надо слушать полную оперную запись, там самая круть. Внешне, конечно, был колобок, но держаться умел, еще как. Темпераменту у него было, причем строго контролируемого… Это нечто, при пухлых щечках и длинных девичьих ресницах — и жгучие черные глаза итальянского любовника… Есть история, как ставили где-то «Аиду», идет репетиция в костюмах, фараоны вокруг, к вступлению тенора влетает опоздавший Джильи и с разгону давай петь выходную арию. Народ слушает, вот, мол, какой стопроцентный Радамес, и только когда допел, замечают, что на Радамесе обычный костюм-тройка… К тому же он старался быть народным певцом, и петь ему было не влом где угодно. После целой спетой оперы ему могли выкатить на сцену рояль, и он под него давал еще концерт просто так, забесплатно. И не уставал, видимо. А во время концерта ему запросто могли кричать из зала «Беньямино, спой это», и он спокойно пел все, что просили. Вот так.

А теперь поехали по остальным. Щас всем раздам, что о ком думаю. Предупреждаю, стесняться не буду.

Самый-самый мой любимый после Джильи тенор, которого я люблю так же сильно, как баритонов — даже так! — это Карло Бергонци. Он считается одним из лучших теноров 20 века, и это правда. Голос умопомрачительный, сильный, прямо подхватывает и уносит. Очень уверенное, свободное, полетное, непринужденное пение и очень обаятельное stage presence (это очень удачное у англичан выражение, stage presence — то, что человек собой представляет на сцене в целом — манеры, игра, внешность, мимика и т.п.). И он очень уравновешенный, не тормозной, а именно спокойный. Сам собой, как положено, колобок, сиречь, опять же подходит под образ Идеального Тенора, см. начало поста. Я даже не знаю, какую запись лучше давать, чтобы показать, какой Бергонци замечательный. Пусть будет это — чтобы обаяться и проникнуцца.


Ну и второй любимый тенор — да-да, конечно же, это он, а разве могло быть иначе — Лючано Паваротти. Да, он действительно до безобразия распиарен, и фразы «Паваротти — величайший тенор 20 века» попадаются слишком часто, все верно. Тот же Бергонци был не менее крут, и кто знает это имя? Но не любить Паваротти — черт возьми, это все равно что не любить итальянскую оперу и Италию вообще. У кого-нибудь повернется язык сказать, что он не любит Италию? Вот. Но вся эта слава возникла отнюдь не на пустом месте. У Паваротти чудный, звонкий голос, и он может быть и огненным, и трепетным, и каким угодно. И он какой-то насквозь итальянский. И когда поет, ясно слышно, что ему и самому это в кайф, а когда спел, физиономия такая довольная, мол, йес, я это спел и всем понравилось! А некоторые любят говорить, что Паваротти холодный, бесчувственный, нехватка эмоций и т.п. Ей-богу, не понимаю, как можно такое сказать. Не по пути мне с этими бессердечными гражданами. К тому же Паваротти — лучший Каварадосси из «Тоски», какого я знаю.


И еще один нежно любимый мущщина — Ферруччо Тальявини. Чудесный лирический тенор и замечательный актер. Из всех лирических теноров он мне как-то больше всех нравится. Внешне — очаровательный хомячок. На ю-тубе не самые удачные записи, но хотя бы что-то.


А вот есть такой товарищ по имени Ричард Такер (Tucker). Мой личный неприятель. Вообще он считается главным американским тенором. И по общему мнению, певец очень талантливый и профессиональный. С легким гибким голосом. Все так, но я его терпеть не могу. За то, что в его исполнении все персонажи выглядят нервными, мелочными, слабохарактерными. Он ухитряется своим пением вытащить из героя самые непривлекательные черты. Он мне мою первую «Силу судьбы» испортил, надолго, пока Монако ее не реабилитировал. Одна польза — в «Доне Карлосе» попал стопроцентно.


Джузеппе ди Стефано — главный народный любимец среди всех теноров. Ласково называемый Пиппо. Я никогда не была его фанаткой и не понимала, что такого хорошего в его голосе, но со временем стал нравиться. После «Трубадура» и «Бала-маскарада». И да, я наконец представляю, что народ слышит в его герцоге Мантуанском. В общем, признаю, голос красивый, теплый, певец незаурядный.


Есть редкостный тип теноров — тенор-красавчик. Чтоб высокого роста, лицо — глаз не оторвать, улыбнулся — как рублем подарил, да еще и поет. Таких, правда, мало. Я насчитала шестерых, семь, если считать и ди Стефано.

Самый основной красавец, которого сразу вспоминают — это тенор, да не просто тенор, а мега-звезда Франко Корелли. Не могу спорить. А какой неподражаемый голос! Тягаться с Корелли в силе голоса — проигрышное дело, да к тому же его голос такой с ума сводящей красоты, с таким оттенком трагизма и самозабвения, такой трепетный и волнующий, такой искренний… Только подумать, такой симпатичный, да еще ТАК поет. Неудивительно, что он стал одним из самых знаменитых теноров и для многих идеалом. Однако не бывает же человека без недостатков. При всей красоте пения у Корелли отсутствуют актерские способности, а темперамента почти ноль. Голосом — все, что угодно, визуально — ничего! На сцене — ну чисто бревно, иногда что-то получалось изобразить, но редко. И пение из-за этого медленнее, чем у остальных, это слышно. Правда, песни пел безупречно. В общем, не любить Корелли все равно невозможно, но я его слушаю, когда могу сосредоточиться на одном голосе и забыть про все остальное. Это довольно легко. А еще говорят, что а) Корелли боялся сцены, б) у него была скандальная жена, и спектакль могли задержать и ждать, пока Корелли выяснит отношения с женой и пойдет наконец петь.


Николай Гедда, Антон Дермота, Луиджи Альва — братцы-кролики, лирические тенора. Особых претензий к ним нет, но и близкого знакомства не получилось. Гедда и Дермота обязательно попадутся в записях немецких композиторов — Моцарт, Бах, Бетховен, Вагнер, оперетты, а Альва много пел Россини. К тому же Гедда родом из какой-то восточноевропейской страны и едва ли не учился в московской консерватории. Была очень удивлена, наткнувшись на что-то по-русски в его исполнении.


Энрико Карузо. По уровню пиара обошел и Паваротти. Поэт — Пушкин, птица — курица, тенор — Карузо. Хотя по мне — от баритона в нем было больше. Ну, конечно, голос редкостный, артистизм мощный, техника запредельная. Вот как надо. А еще Карузо был, что называется, гедонист. Любил радости жизни. А уж какую виллу себе построил — чисто Версаль.


Тенор-красавец номер два — это Марио дель Монако. Вообще он в жизни-то обычный, но когда в гриме — прям умереть не встать. Монако с Корелли идут дружной парой. Они жили и работали одновременно, и вспоминаются сразу оба. Хотя они совершенно разные. У Монако другой голос — такой же великолепный, но более холодного тембра, очень уверенно и ровно звучащий, кореллиевского надрыва там нет, а темперамент — просто сплошной взрыв. Он на сцене себя забывал, особенно в ролях типа Канио. Как начнет безумно сверкать глазами, рвать на себе волосы и на всех кидаться — ужасть, очень страшно. Некоторые говорят, мол, это моветон, игра для галерки, но это же от вживания в образ. Пусть лучше так, чем стоять столбом, как некоторые. Монако считается лучшим Отелло, и вокально, и сценически. И то, там есть где разойтись с криками о мести. Вот у него Отелло совсем несдержанный дикий мавр, которого обмануть легко, поскольку он вокруг себя ничего не видит. Жаль, он резко обрывает фразы, хочется, чтоб ноту подержал, а он раз — и все. И то, где ж их держать, когда Дездемона-то неверна! Не до фермат уже! Вот дуэт из «Отелло». Монако — очень знаменитый и любимый почти всеми тенор. Не любят Монако только те, кто любит Корелли Настоящий героический тенор. Лучший Альваро в «Силе судьбы». Как он поет La vita e inferno! А дуэты с Бастьянини — это же натуральная битва титанов. Лично я, если выбирать между Корелли и Монако — а этот выбор никогда не исчезает, так же как выбор между Лемешевым и Козловским — лично я за Монако.


Так, теноров осталось еще примерно столько же, надо прерваться…

Consuelo, 4 ноября 2008 г.
Текст найден на этой странице.


О тенорах, хороших и разных. Часть 2

Продолжаю обзор. Все мнения, на всякий случай уточняю, только мои личные. Кстати! В «Союзе» появился сборник аж на нескольких дисках «10 великих теноров». Сборник новый, но имена все те же…


Юсси Бъерлинг — единственный известный народу (возможно, известный мне) шведский тенор. Кстати, наш человек, северный — жил в скромном домике на берегу озера, говорят, любил бухнуть. Весьма прославленный певец, многими любимый за красоту голоса и мастерство. Лично я его манеру петь как-то не понимаю, поэтому не слушаю. Но вы послушайте, должно понравиться. Вроде он считается лучшим Фаустом. Такой вот Фауст в беретке.


Джакомо Лаури-Вольпи — очень знаменитый лирический тенор 30–40-х годов. Замечательный певец, грандиозный профессионал, хотя тогда они все были такими Его идеей-фикс было переплюнуть Беньямино Джильи. На мой взгляд, он смог его только пережить. Но Лаури-Вольпи лучше ни с кем не сравнивать, а просто слушать. А еще он написал известную вокальноведческую книгу «Вокальные параллели».


Еще один тенор старых добрых времен (совсем старых, когда звукозапись только начиналась) — это Аурелиано Пертиле, был одним из двух самых знаменитых теноров тех лет. Очень, очень давно это было, но, кстати, его пение слушается довольно-таки современно. Не могу сказать, что уж такая архаика. Очень талантливый певец, действительно великий. вторая ария особенно хороша.


Тенор Тито Скипа был также очень крупной звездой и в принципе тоже великим (они все такие тогда были, чьи записи до нас дошли). Терпеть его не могу, честно говоря. Эта манера петь в нос, пронзительные интонации, пижонский вид


Но если Скипу я еще могу где-то по необходимости выдержать, то нашего тенора-мегазвезду Ивана Семеновича Козловского не переношу совсем. Он, конечно, гениальный заслуженный певец и все такое, но слушать голос — одновременно приторный и пронзительный — это выше сил. Правда, он считается лучшим Юродивым из «Бориса Годунова». Что неудивительно, в этой роли он смог изобразить максимальную противность.


Зато второй тенор, параллельно певший в Большом и имевший такую же грандиозную славу и кучу поклонниц — Сергей Лемешев — это совсем другое дело. Это мой любимец и вообще прелесть. Всегда кажется мне сказочным принцем из «Золушки». И сам собой красавчик, и таким еще голосом поет… Сама любовь. Наводит на мысли о соловьях майским вечером. Один из лучших герцогов Мантуанских, которых я знаю, а может, и лучший. И меня жутко прикалывает сценка с дамами на лестнице.


Владимир Атлантов из всех наших певцов почему-то вызывает у меня самое бурное чувство гордости за страну. Наверно, потому что он довольно много выступал за границей и ни в чем не уступал тамошним звездам. Лемешев-то никуда не ездил, а Атлантов им всем показал, что мы тоже можем. Замечательно пел, в том числе и по-итальянски, прекрасно играл. В девяностых он эмигрировал и сейчас живет, кажется, в Вене. Не выступает уже, конечно. Но были люди в наше время, да… Было кем гордиться в Большом театре.


Франко Бонисолли я не переносила, и он мне все портил, где ни попадался. А потом после одной «Тоски» стал нравиться, и даже очень. Не пойму, почему, но оно и к лучшему. Он записывался много и в таких составах, которые хотелось бы послушать. Так что с Бонисолли надо дружить.


Ну и напоследок про самого тенорового из всех теноров, сохранившегося до сегодня от золотых времен, и по совместительству еще одного тенора-красавца. Да, да, это он — Пласидо Доминго. Сколько спел на всех языках, сколько ролей переиграл — не пересчитать. Фоток в инете — море, записей везде — вагон. И самое главное — он живой и здоровый и выступает и посейчас, что является самым главным плюсом. Любителям Доминго не жизнь, а малина. Умные постановщики наряжают Доминго в красивые аутентичные костюмы и устраивают вокруг него красивые декорации, и это правильно. Красавец — глаз не отвести, и прямо-таки излучает обяние и тепло. И роста высокого! И поет безупречно, а уж актерские таланты просто редкостные. Откуда столько способностей в одном теноре — не знаю.

Consuelo, 27 декабря 2008 г.
Текст найден на этой странице.


А мы, в свою очередь, предлагаем послушать в исполнении Пласидо Доминго мировой шлягер «Besame mucho» — Мария О.



И, наконец, перед вами «уникальная видеозапись, в которой певец абсолютно точно и полно показывает, как должен выглядеть, петь и держаться на сцене настоящий тенор» (Consuelo).


(Мария Ольшанская)