Андрей Рождественский

«Записки из мансарды»

Часть вторая

* * *

Мы как пузырики, а вместе — пена. И сквозь нас как сквозь пену гуляют волны, и мы вибрируем. Вот если на семантических картах Владимира Арсентьевича Рубанова встать на одну какую-то симметрию (точнее, выбрать один элемент симметрии из группы), то все остальные симметрии будут немножко в тумане. Как у Окуня в книжке про элементарные частицы — электрон не имеет заряда, потому что частично заэкранирован виртуальными положительными частицами. То есть, получается, что всю смысловую карту мы можем видеть, только одновременно взявшись за руки. Один держит одну симметрию, другой — другую и т.д. А вместе мы выполняем одно и то же дело, но каждый по-своему. Это Шарль Фурье говорил, который разложение в ряд придумал, что для реализации всего лишь одной человеческой души необходимо как минимум 1200 человек народа. Вот ведь что… Язык — это средство коммуникации и проявляется он тоже только в коммуникации в своей полноте. А если мы в одиночку пробуем со смысловым полем разобраться — то уподобляемся шахматисту Набокову, когда сразу на многих досках играешь сам с собой и постоянно пересаживаешься на места воображаемых противников. То есть, все равно в голове у нас — куча народа, и только тогда мы можем что-то формулировать для себя. Вот такая петрушка получается. Тут вот еще что. Такая картина хорошо формализуется в виде строгого математического объекта — газа Делоне. Отец НБ — великий геометр — придумал эту модель в 1924 году. Эта модель существенно богаче модели Марвина Минского из его теории фреймов. Странно, что Минский про нее не знал. То есть, речь идет о той же мыльной пене. А если атомы представлять в виде пузыриков, как написал мой приятель Миша Погарский, то мы опять возвращаемся к Демокриту…

* * *

Примечания.
* Владимир Арсентьевич Рубанов — научный руководитель Автономной некоммерческой организации «Группа реализации проектов «Информ Экспертиза», главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН. О семантической топологии и симметриях можно прочитать в его статье «Можно ли подвести смысловой фундамент под информационные технологии?»
* Окунь — Лев Борисович Окунь, российский физик-теоретик, академик РАН.
* Фурье Жан Батист Жозеф (21.3.1768—16.5.1830), французский математик, член Парижской АН (1817). Его именем назван тригонометрический ряд, служащий для разложения периодической функции на гармонические компоненты.
* Шахматист Набоков — имеется в виду роман Владимира Набокова «Защита Лужина».
* Газ Делоне — речь идет о работах Николая Борисовича Делоне, доктора физико-математических наук (работал в Институте общей физики АН СССР и Физическом институте АН СССР, преподавал в Московском физико-техническом институте).
* «Великий геометр» — Борис Николаевич Делоне — русский математик, член-корреспондент АН СССР с 1929 года. Сын математика Николая Делоне, отец физика Николая Делоне, дед поэта и диссидента Вадима Делоне. Работал в области алгебры, вычислительной геометрии и математической кристаллографии. В его честь названа триангуляция Делоне.
* Марвин Минский — Марвин Ли Минский, американский ученый в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте, автор некоторых публикаций по теме искусственного интеллекта и философии, создатель теории фреймов.
* Михаил Погарский — художник, писатель, член редакции литературно-художественного альманаха «Дирижабль».

* * *

К стыду своему я долго соображал, кто такой Макар Девушкин. Тут сразу виден подвох в имени. Подвох жуткого извращенца. Это как Бродский про какое-то такое свойство говорил, что странно, что какая-то цивилизация его знала, хотя возраст этой цивилизации был гораздо меньше, чтобы это свойство пронаблюдать. Наверное, это Федор Достоевский. Я как-то впопыхах прочитал «Идиота», «Братьев Карамазовых», потом «Бесов». «Бесы» отлично легли на биографию Нечаева. Про «Преступление и наказание» помню, что классика, но как-то, скорее, из уголовного права. То есть, кроме Римского права или законов Хаммурапи гордиться Федору Михайловичу, с моей точки зрения, нечем. Я не могу сослаться на мнение Набокова по поводу репортерства Достоевского, но было что-то жутко перекрученное в биографии. «Игрок», наверное. После «Пиковой дамы» это как-то смешно. Но в 90-е какой-то такой гнилой дух в Питер вернулся. И это было по-настоящему страшно. То есть, Достоевский в квадрате каком-то. И если в том портрете что-то человеческое отыскать, может, и можно было, то теперь куда там. Как в физике: есть скаляр, а есть псевдоскаляр: это когда оператором определенным подействуешь, то псевдоскаляр знак меняет: с минуса на плюс. Переворачивается, как джокер. Чехов, он, мне кажется, тоже из Достоевского вышел. Вот это настроение «Вишневого сада», возможно, Нео — оно какого-то такого же цвета. Неонового. Но вот что действительно мне понравилось, это «Дама с собачкой». То есть, везде такая трясина, Баталов этот арбуз на кровати ест, и семечки на простыню падают, а он вприхлеб еще так… а вот чувство мужчины к женщине и наоборот. Потом Роб-Грийе на корню это чувство извел — надо было как-то о себе заявлять в литературе, а потом Лелюш в «Мужчине и женщине» реанимировал — и опять денег дали…

* * *

Примечания.
* Макар Девушкин — герой романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
* «Это как Бродский про какое-то такое свойство говорил…» — возможно, речь идет о статье Иосифа Бродского «Девяносто лет спустя», посвященной стихотворению Райнера Мария Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» (1904).
* Нечаев — Сергей Геннадьевич Нечаев, русский революционер, прототип Петра Верховенского в романе Достоевского «Бесы».
* «…или законов Хаммурапи…» — законы вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1793—1750 гг. до н.э.), высеченные в камне в 35-й год правления. Первоначально этот украшенный рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами.
* «Баталов этот арбуз на кровати ест…» — художественный фильм (1960) Иосифа Хейфица по одноименному рассказу А. П. Чехова, с Алексеем Баталовым в главной роли.
* Роб-Грийе — французский романист, эссеист и кинематографист.

* * *

Вот у Гамова был мистер Томпкинс. Он ему физику и биологию рассказывал, и получалось, что это сам мистер Томпкинс до всего и доходил, у Чаплина там — этот бродяга. У Советского Союза был такой типаж — строитель коммунизма. Он как раз вышел из подвала от Достоевского, потянулся на Солнце, крякнул, сказал: «Эх, хорошо!» — и пошел небо с алмазами добывать: «через четыре года здесь будет город-сад». Но где-то сметки не хватило, где-то образования, концы от города-сада набрякли от крови и пота и расползлись по швам, которые белыми нитками. Беда в том, что сейчас, насколько я понимаю, начисто отсутствует социум. Как экономика в отдельно взятой стране, оказывается, может отсутствовать, так и люди вроде живут, а социума никакого и в помине нет. Есть разного рода общаки и всякие подвальные интересы. То есть, НеоДиоген — он-то как раз в светлом городе будущего живет, а вот остальные неандертальцы, а скорее, кроманьонцы, в своем примитивном Кроманьоне «парятся», и нас всех туда втягивают истопниками. Примерно как у Жженова Георгия с его саночками. Только стреляют по телевизору, а не в реальности, и счастье показывают тоже телевизионное или в «Семи днях», как отдельные самые-самые, дальше понятно… В этом смысле прав, конечно, Мамардашвили, что мы не вышли еще из 18-го года прошлого столетия. Мы там торчим. Я как-то уловил давно, когда смотрел хронику тридцатых годов — там военные по Красной площади гуляли, трамваи ходили и т.д. Лица у людей, какая-то мимика, или тамошняя просодия… так вот она ничем не отличалась от просодии 80-х. Это вот когда хитро так мозги в раскоряку у мистера Томпсона, но странно то, что даже в такой раскоряке гармонии некие тоже присутствовали — не знаю, как получались, может, когда в обруче навыворот. Вот говорят, что если человеку очки-перевертыши на нос надеть, то мир будет к верху ногами, но потом он обратно на ноги встанет — адаптируется, то есть — из любого положения какое-то осознание мира восстанавливается наподобие инварианта системы. Если представить такой огромный многогранник всего мироздания, размазанный гранями по звездному небу, а смысловые нагрузки — вроде как созвездия Рыб или Лиры, или Большой и Малой Медведиц. А есть еще протеины или белки, которые в колесе в этом главном. Белки — они тоже представляют собой некоторые многогранные образования в третичной своей ипостаси и тоже свет преломлять могут, только белки получаются изнутри головы, а Звездное небо снаружи, и только группы симметрий — общие. Узнали, наверное. Так вот голова человеческая — это как граница, и на этой границе должен быть баланс в некотором роде. Ну, чтобы не искрило чего при трении о воздух — такая эквидистантная поверхность нулевого потенциала. Представление снаружи смотрит на себя как на представление изнутри. Но это днем, а ночью, когда мы закрываем глаза, то все представления, которые скопились внутри, смотрятся в себя, как в зеркало, и происходит подстройка, доводка, чтобы все было красиво и симметрично: «Свет мой, зеркальце, скажи…» Вот такой получается НеоДиоген в своей НеоБочке, под своим НеоНебом…

* * *

Примечания.
* Гамов — Георгий Антонович Гамов, также известен как Джордж Гамов, физик и астрофизик.
* «мистер Томпкинс» — речь идет о научно-популярной книге Георгия Гамова «Мистер Томпкинс в Стране Чудес» («Mr. Tompkins in Wonderland», 1939).
* «Эх, хорошо!» — слова из песни, написанной Исааком Дунаевским на стихи артиста, режиссера и сценариста Владимира Георгиевича Лебедева-Шмидтгофа для фильма «Концерт Бетховена» (1935).
* «небо с алмазами» — из пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как сказка».
* «через четыре года здесь будет город-сад» — строка из стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
* «у Жженова Георгия с его саночками» — из автобиографического рассказа народного артиста СССР Георгия Жженова.
* «Семь дней» — по-видимому, стандартное название итоговой телепередачи за неделю.
* «мы не вышли еще из 18-го года» — Мераб Константинович Мамардашвили (1930–1990), советский философ, доктор философских наук, в одном из последних интервью начала 1990 года сказал: «Мы выходим сейчас из темного тоннеля тоталитарного бытия. Невозможно не нести на себе следы этой жизни, следы того, что несколько поколений рождалось в атмосфере, где капли крови подвешены в воздухе, где грязь, ложь, тотальная ложь. Разве можно выйти отсюда ангелом с крылышками? Можно, конечно, представить себе, что есть злая власть и некие страдающие от нее субъекты: чистенькие и всепонимающие, то, что мы обычно представляем в отношении простых людей. Чушь о некотором естественном добре, свойственном бедным людям, разрушена уже давным-давно, прежде всего Достоевским. Нет такой ситуации, когда есть злая власть, пусть даже на долгие годы, но случайная. И есть терпящие ее благородные, нравственные люди. Это легенда, миф, может быть, удобный для интеллигентского благодушия…»
* Просодия — «слогоударение, правильное произношение долгих и коротких слогов речи, певучесть. Просодический, к сему относящийся. Просодия нашего языка, по изменчивости переносных ударений, для чужестранца неуловима» (из толкового словаря Даля).
* «…мозги в раскоряку у мистера Томпсона» — возможно, имеется в виду повесть американской писательницы Кэтрин Энн Портер «Полуденное вино».
* Эквидистантная поверхность — термин из геометрии Лобачевского.

* * *

Да, я совсем забыл рассказать про одну совершенно замечательную вещь. Узнал я ее от Арнольда-математика — он про это в своей публичной лекции от фонда «Династия» Зимина рассказывал. Дело вот в чем. Есть в физике такое очень известное релятивистское уравнение Дирака — для электрона. Тут связка вот какая: релятивистское — значит по специальной теории относительности, где скорость света всегда одна и та же (выверено), а электрон — вроде как представитель материи. И вот Дирак вспомнил теорию кос сферических. Это как бы из топологии. Вы ведь знаете рассказ Мартина Гарднера про нульстороннего профессора? Ну вот. Дело обстоит так. Дирак берет три сферы одна в одной — концентрические. В каждую сферу вбиты по четыре гвоздя. И вот на гвозди накручены веревочки. Каждая веревочка от самой маленькой сферы перепутывается с другими веревочками и заплетается на средней сфере, потом каждая веревочка со средней сферы точно так же переплетается (только «право» меняется на «лево») со своими подругами и замыкаются на верхней сфере. Потом Дирак эффектно сжигает среднюю сферу и все веревочки расплетаются: то есть все они идут по радиусам от маленькой сферы к большой. На языке групп — это есть инвариант второго порядка (когда, чтобы вернуть прежнее положение, надо повернуться не на 360 градусов, а на 720). Таким образом, Дирак показал, что у электрона есть такая величина, как спин, который может иметь два направления: вверх и вниз. Но для нас важен не спин, а вот что: маленькая сфера — это такой «умный» протеин внутри нас, ну где-то, допустим, в голове (там же есть белки), а средняя сфера — это и есть наша голова, а вот верхняя сфера — она звездная, то есть большой внешний мир. Так вот как бы наша голова не вертелась туда-сюда, но если белок сориентирован по сторонам горизонта — если общо сказать — то он и будет дальше быть также сориентирован, не важно куда мы своей бестолковой головой в данный момент смотрим. Но вот если мы свою голову правильно повернем, то можем услышать, о чем говорит наша природа…

* * *

Примечания.
* Арнольд-математик — Владимир Игоревич Арнольд, действительный член (академик) РАН по Отделению математики (1990), главный научный сотрудник Математического института им. В.А.Стеклова РАН, один из плодовитейших математиков мира, соавтор теоремы Колмогорова—Арнольда—Мозера о стабильности интегрируемых гамильтоновых систем.
* Фонд «Династия» Зимина — Фонд «Династия», первый в современной России семейный благотворительный фонд, основанный Дмитрием Борисовичем Зиминым, почетным президентом Открытого акционерного общества «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн»).
* Мартин Гарднер — американский математик, писатель, популяризатор науки.

* * *

Мой старший товарищ, Герман Энтин — режиссер театра Ермоловой. Мы с ним очень давно знакомы — со студенческого театра, уже тогда не ладили, а сейчас вот ладим, и не потому, что некуда больше идти, а потому, что у жизни гораздо больше сторон, о которых порой не догадываешься… Вот к актрисе Виктории Федоровой я еще с младших классов неравнодушен был, фильмы смотрел: «Двое», «О любви», «Ход белой королевы»… Моя супруга, скажу по секрету, тоже на Викторию похожа. А фильмы Богина не могу без слез смотреть. Я влюбчивым еще в детском саду, в младшей группе был — там такую рыжую девочку приметил. Детский сад далеко был от дома — за железнодорожной линией. А потом нас разлучили — стал ходить в детский сад по месту жительства. Вот Герман Энтин про любовь спектакль сделал по рассказам Бунина: «Волки», «Второй кофейник», «Генрих», «Баллада», «В Париже», «Ида». Называется спектакль «Возлюбленная нами» — и по латыни также: «Amata nobis», если не вру. Буквально на днях узнал, что главная героиня вышла замуж летом, а я как следует и присмотреться-то не успел. Вот оно в жизни как, а то «любовь, выскочила и пронзила» — да она, как кобра, постоянно вокруг шеи как жабо и жалит, жалит — а ты терпи…

* * *

Примечание.
* «Фильмы Богина» — Михаил Синаевич Богин, режиссер, сценарист. Среди его работ — «Двое» (1965), короткометражный фильм, где в роли глухонемой девушки Наташи снялась Виктория Федорова, а также фильм-размышление «О любви» (1970) — с Викторией Федоровой в главной роли.

* * *

Как правило, именно жизнь всегда дает повод. И с «Сиреневым туманом», и с поцелуевым мостом Утесова. Такое ощущение, что наоборот не бывает — чтобы что-то сочинить, а потом оно и материализовалось. За исключением литературных персонажей, конечно. Фейнман говорил, что человек не может развести глаза, потому что группы мышц такой нет — природа не предусмотрела. Только в кучку собрать. Здесь, наверное, имеет значение тот факт, что безусловные рефлексы опережают условные, и условные их не догоняют — только если сразу выключить. То есть, изменить нельзя, а можно отключить безусловные рефлексы. Этого, оказывается, достаточно для существования. То есть, чудо возможно, когда материя выключена, или когда представишь, что в квантовой неопределенности находишься, тогда если очень быстро — можно успеть. Мысль — она на краю физических законов и иногда срывается в неведомое, и тогда наблюдатель творит мир. И камень усилием воли возвращается на свое прежнее место, а непрошенный завоеватель уходит восвояси, иначе как бы тогда камень вернулся…

Да! Меня всегда удивляла гениальная находка Жюля Верна в «Детях капитана Гранта» — размытое послание на разных языках. Конечно, перед ним мысленно стоял Розеттский камень. Как перед Рыбниковым, топчущим золотые часики в «Девчатах», Мария Валевская — польская непреклонная аристократка. И Данте свои круги взял с неба Птолемея, которые потом перешли в атомные орбиты Бора и в пути лабиринта Борхеса в далеком горном монастыре Умберто Эко в «Имени розы». А отсюда уже рукой подать до розенкрейцеров, однофамильца Френсиса Роджера Бэкона, и мы опять вернулись к Данте.

Ходит песенка по кругу, 
Потому что круглая земля, 
Тра-ля-ля-ля…

* * *

Примечания.
* «Сиреневый туман» — популярная песня Владимира Маркина.
* «Поцелуев мост Утесова» — песня «Ленинградские мосты» (В. Драгунский—М. Табачников) в исполнении Леонида Утесова.
* Фейнман — Ричард Филлипс Фейнман, американский физик, один из основателей квантовой электродинамики. Возможно, речь идет о книге «Вы, конечно же, шутите, мистер Фейнман!».
* Розеттский камень — каменная плита, давшая ключ к дешифровке египетской письменности. Он был найден членом французской экспедиции Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен в Розетте — городе, расположенном близ устья западного рукава Нила.
* Небо Птолемея — Птолемей, Клавдий (по-латыни Claudius Ptolemaeus), знаменитый астроном и географ античности, усилиями которого геоцентрическая система мироздания (именуемая часто Птолемеевой) приобрела окончательную форму. Наиболее известными работами Птолемея являются «Альмагест» и «География», ставшие высшим достижением древней науки в области астрономии и географии.
* «Пути лабиринта Борхеса» — Борхес (Borges) Хорхе Луис, аргентинский писатель. «Страстный любитель лабиринтов — от реальных до мифологических и лично им вымышленных — Хорхе Луис Борхес не только посвятил им немало притч и рассказов, но и всю свою прозу превратил в некое подобие лабиринта, по которому можно бродить вечно, так и не найдя выход» (из статьи).
* Монастырь Умберто Эко — Умберто Эко, итальянский ученый, философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель. «Имя розы» («Il nome della rosa», 1980) — философско-детективный роман, действие которого разворачивается в средневековом монастыре.
* Розенкрейцеры — «Братство Розы и Креста», оккультная организация. Члены этого тайного общества XVII века ставили себе задачей всестороннее улучшение церкви и достижение прочного благоденствия государства и отдельных лиц.
* Однофамилец Френсиса Роджера Бэкона — возможно, Роджер Бэкон (около 1214—после 1294), английский философ и естествоиспытатель. Преподавал в университете в Оксфорде. В 1257 году вступил в орден Францисканцев.

Примечания к тексту Марии Ольшанской