Кирилл Ковальджи

Каждый день для меня –
как подарок


Поэзия вращается в сфере, где один
полюс — Исповедь, другой — Музыка…
Поэзия жива, пока летает между полюсами
(Кирилл Ковальджи)

У русского поэта Кирилла Владимировича Ковальджи, друга нашего журнала, очередной день рождения, и мы его по традиции хотим поздравить — его же собственными стихотворениями. Несколько лет назад я готовила большое эссе в трех частях о жизни и творчестве Кирилла Ковальджи и по горячим следам писала ему письма о своих впечатлениях. В одном из писем я тогда написала: «…увидела то, что и предполагала — Вашу необыкновенную музыкальность», сокрушаясь, что нет песен на его стихи. Но всему свое время, и в конце прошлого (2010-го) года Кирилл Владимирович прислал мне две песни Юрия Москалёва. Их мы и будем слушать. Стихотворения (полные тексты или фрагменты) я выбрала из публикаций последних лет в «толстых» журналах «Журнального зала» и из своей коллекции — те, в которых мне самой видны ритм, мелодия… все, что нужно для хорошей песни. А в двух местах я не удержалась и добавила второй голос к мелодии. Этот второй голос выделен цветом, а также указано имя «исполнителя».

Мария Ольшанская

Сны

Какие сны! Но утро приближалось
и разметало их. Какая жалость,
что зритель был в единственном числе,
на всей земле…

Придумать бы для сна видеозапись
Феллини и Тарковскому на зависть!
Да что они? Завидую я сам
своим непроизвольным чудесам,

посланцам невещественной природы,
пророческой и творческой свободы,
где время и пространство не в чести,
а небылицам — с правдой по пути.

* * *
Как волку, в полночь
не мне — завыть:
мне есть, что вспомнить,
тебе — забыть.
Всё было —  полночь,
к устам уста… 
Я песней полон,
а ты — пуста.

     У телефона

Я не буду звонить
Я не буду тебе звонить
Ни утром ни днем ни ночью
не буду не буду

круглые сутки 
круглый год
круглые два

А после дождика в четверг
можно и позвонить
Почему бы не позвонить

Но уже не могу

такой я круглый дурак.

     Окончательный вариант

Я целый год писал одно стихотворенье,
оно мне не давалось. В нем слова
скрипели, изворачивались, лгали,
я мучался и недоумевал,
отчаивался, возвращался к тексту.
менялось настроение, погода,
события, открытия и стиль,
перемещались знаки Зодиака…

Исправленных и вычеркнутых строк
хватило б на поэму, от исходных
набросков не осталось и следа,
и вот в конце концов стихотворенье
предстало окончательным и ясным:
я, как от наважденья, от него
отделался… И разлюбил тебя.

* * *
… Теперь висит он елочной игрушкой, 
романчик этот, la petit amour, 
средь ангелов соломенных и прочей 
блестящей мишуры. Над Вифлеемом 
всего одна звезда на черном небе. 
Волхвы свои дары кладут, смущаясь, 
под елку памяти, с горящими свечами.
     (Борис Лукьянчук, «Стихи к Елене»)

* * *
Да пойми ты, обормот,
жизнь — необратима! 
Наше время, как диод,
либо ты — вперед, вперед,
либо — к черту, мимо…
Ибо времени-гонцу —
ни щита, ни крепости
либо ты вперед — к концу,
либо сразу — вдребезги!
А у музы — свой обряд:
память, сон и  звездопад,
не вперед и не назад —
вверх — на крыльях творчества.
с временем помолвлен ад,
с вечностью — пророчество.
жизнь и в гибели права,
а поэзия жива —
словно мостик тесный
между бездной бесовства
и небесной бездной.


* * *
Неосознанная вроде
с тайной смысла и числа
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.

Карта, что была в колоде,
на ладонь мою легла:
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.

И отводит и подводит,
и творит свои дела
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.

Тень заката в мире бродит,
но мучительно мила
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла…
 
* * *
Молодость прошла, но яркий хвост
этой изумительной лисицы
через бездну возраста, как мост,
тянется в моей судьбе и длится.

Молодость  струится среди звезд —
хвост уже промчавшейся кометы,
чья орбита — убыль или рост,
круга неизбывного приметы…

                    * * *

В границах ненарушенных,
с законами в ладах,
ты — пианист в наручниках
и ангел в кандалах.

Учителей не спрашивай,
они сказали всё.
В саду, в траве оранжевой
спит золотой осел…

Не в пребыванье сонное,
а в настоящий сон
приходит жизнь спрессованная
с бессмертьем в унисон.

Сорвись с колес, держись, не ной, 
зажги себе зарю.
Двужильный я, двужизненный,
завет тебе дарю:

Оранжерей оранжевых
беги — приветствуй боль
и откровенье ран живых
и солнечную соль…
          За этой дверью…

За этой дверью правда обо мне.
А я спешил. Стучал в другие двери,
где нет вопросов, где живет доверье,
неведенье подобное весне.

Пока живу, я не сыграю в ящик,
пока пою, та правда не нужна,
пока люблю, вся мудрость в настоящем,
а будущему с прошлым — грош цена.

Но в тишине, в бессоннице итоги
встать норовят со мной наедине:
я вижу — дверь, где правда обо мне,
распахнута. Я медлю на пороге.

Всё, что не знал — предъявится мне вдруг,
всё, что забыл — напомнится… Как воры,
в засаде — сплетники и репортеры,
среди зевак — о, господи! — мой внук.

А где критерий? Слава до потери
стыда? И правда до блохи?..
Я за спиной захлопну плотно двери,
из-под нее просуну вам стихи…

Дорогие зрители

я писал эту драму для вас
для вас, незнакомые зрители,
для ваших голодных глаз
чтобы правду мою увидели;
я писал, говорю, эту драму,
нет, я играл эту драму
нет, я жил эту драму,
но перед славной оглаской
я учуял логику зла,
где пахнуло тяжелой развязкой —
не финал, а плохие дела:

предстояло кому-нибудь удавиться
или утопиться
или кому-то броситься
с пятого этажа

извините, я убедился на собственной шкуре
что победы не стоят потерь
что любовь не стоит смертей
что искусство не стоит 
человеческих жертв
и тогда образумил я драму

стало скучно? — идите домой
как-нибудь доживу без аплодисментов
без вас дорогие зрители
крови чужой любители…

Да, говорю я, жизнь все равно прекрасна,
даже когда трудна и когда опасна,
даже когда несносна, почти ужасна —
жизнь, говорю я, жизнь все равно прекрасна.

Да, говорю, прекрасна и бесподобна,
как там ни своевольна и ни строптива —
ибо, к тому же, знаю весьма подробно,
что собой представляет альтернатива…
                                     (Юрий Левитанский)

Под гитару

Не заметил, когда 
я весну перерос, 
не заметил, когда 
распрощался я с летом. 
Не заметил, когда 
стал поэтом всерьез, 
не заметил, когда 
перестал быть поэтом. 
Убывающий луч, 
старый шар голубой, 
переливы текут 
ускользающим дымом…
Не заметил, за что 
стал любим я тобой, 
не заметил, за что 
перестал быть любимым. 
Я на камень теперь 
преклоняю главу, 
прошатавшись по улицам 
с волчьим билетом, 
но пока я живу — 
вдруг проснусь наяву, 
вдруг любимым проснусь 
и поэтом!

* * *
Свет вечерний и тих и неярок,
я у церкви присел, я устал,
снегопадом на плечи
лег крутой перевал—
Каждый день для меня — как подарок, 
я зажгу, благодарствуя, свечи.
До свиданья, до встречи!

Все публикации Кирилла Ковальджи в нашем журнале на его авторской странице.

Мария Ольшанская