Анна Голицына

Цикл стихотворений 2008–2010 г.г.

Последние дни перед поздней весной…

                                          Науму Коржавину

Последние дни перед поздней весной,
Последнюю оттепель холод сменяет.
Мозаику туч на просторе небес
Из стороны в сторону ветер гоняет.
 
Повесит на купола бледный излет
Жемчужную занавесь с темным подбоем,
А то светло-серую дымку нашлет,
Мгновенно сменив златоглавым покоем.
 
Мохнатое солнце сквозь тучи глядит
То еле заметным опаловым диском,
То белым огнем очищенья слепит
И мнится в восторге — прозрение близко.
 
Снежинки летят. Мирозданье безлистно.

Питерское

Наконец приглушило
Боль весною нещедрой.
Тонут звуки в тумане,
Растворившем проспект.

Скоро белые ночи
Сумасшествием глянут.
Сохрани и помилуй,
Всепронзающий свет.

Маятник

Я вернулась в светлеющий дом.
Как июньская ночь коротка…
Только маятник мерно стучит:
Слева вера, а справа тоска.

Послелетие

Малинник колючий томительным летом,
И яблок созревших падение глухо.
Там за одуванчиком, ветром раздетым,        
Растет ястребинка с невылезшим пухом.    

Шиповник набросил росистые бусы,
Сквозь капельки леской продев паутинки.
На дальней поляне стога темнорусы
И хмель нависает над узкой тропинкой.

Стоит на окошке наливки бутылка:
В ней лета кусочки и дольки заката,
И сахара тонкая тает прожилка
В кармине, заполнившем все без остатка.

Когда же от сумерек блеклых устану,
Открою наливку на склоне недели.
Храни меня, лето, своим талисманом:
Малиной, шиповником, чуточкой хмеля.

Небесное представление

Окаймленные солнцем бегут облака
По нежнейшей, едва розоватой лазури.
Следом темной толпой, как поросшие мхом,
Тучи путь открывают ночной партитуре.

На востоке луна, примадонна небес,
За собой подопечные манит созвездья.
Землю роет Пегас, тихо Лебедь летит
И на Лире играет Орел занебесья.

Для любителей сведений и фактов, к которым автор тоже относится:

Созвездие Пегаса в начале летней ночи, когда оно видно в умеренных широтах, совсем невысоко над землей. Главные звезды созвездий Лебедя, Лиры и Орла, соответственно Денеб, Вега и Альтаир,  образуют так называемый Летний треугольник, прекрасно видный высоко в небе.  Есть замечательный способ выучить созвездия и радоваться им всю оставшуюся жизнь: книга Рея «Звезды, Новые очертания старых созвездий». Там Дева похожа на деву, а Пегас на коня, а Водолей курит трубку над закатным горизонтом…

Арборетум

Полуоткрытый рот дупла,
Полуизогнутые губы,
И женственный изгиб ствола,
И застарелых связей срубы.

Пастель мерцающих ветвей
Покроет нежной пленкой рану
Так соразмерна полутьме
Их суть, нам данная Сезанном.

Послесловие автора

Сухие данные простые: московская 57-я матшкола, мехмат, кандидатская диссертация на мехмате, две девочки, отъезд из Москвы в начале 92-года сначала в Англию, потом через год в Америку, где после многих переездов я до сих пор и живу в Большом Бостоне. После трех лет работы на физическом факультете Оклахомского университета переквалифицировалась в программисты в период бурного развития Интернета.

После отъезда из Москвы в следующий раз вернулась в Россию только в 2005 году, и с тех пор стараюсь ездить ежегодно и на родину, и к своим близким, и к своей многочисленной голицынской родне. До сих пор помню свое потрясение от изменений, происшедших за время моего отсутствия. А мне-то казалось, что я к ним готова…

Жизнь духа — как бы несколько отдельное дело, хотя, конечно, связанное со внешней жизнью. Материалист со склонностью к идеализму. Пишу стихи и философские эссе, всего года три как и то, и другое, но почва готовилась к этому, как я теперь понимаю, очень давно. Пробовала себя во многих искусствах и всерьез занимаюсь теорией восприятия искусства. Увлеченно играю в бадминтон и интересуюсь психологией. Член геологического клуба и заводила философских дискуссий на международном фотографическом сайте. Разбросанность интересов с полным ощущением единой, пока не вполне ясной конечной цели. А там видно будет…

Анна Голицына

«Искусство — это гармония, параллельная природе. Только глупцы говорят: «Художник ниже природы». Нет, он ей параллелен. Если только он сознательно не вмешается, поймите меня. Его воля должна молчать. Он должен заставить замолчать все свои предрассудки, всё забыть, молчать, быть только эхом. Тогда весь пейзаж зафиксируется на его чувствительной пластинке. А передать его на холсте, выявить его поможет ремесло, но ремесло осторожное, тоже готовое слушаться, передавать бессознательно и хорошо знающее язык текста, который оно расшифровывает, вернее, языки этих двух параллельных текстов: увиденной, почувствованной природы, вот той, что там (он показывает на зелёную и голубую долину), и той, что здесь (он ударяет себя по лбу), обе должны слиться, остаться навсегда и жить наполовину человеческой, наполовину божественной жизнью, жизнью искусства, жизнью бога… пейзаж отражается во мне, становится человечным, мыслится мною. Я его реализую, переношу на холст, запечатлеваю его на холсте…» (беседа Сезанна с Иоахимом Гаске)

Анна лишь вскользь упомянула о «голицынских родственниках». Да, речь идет о тех самых Голицыных — древнем аристократическом роде.
«Голицыны живут во Франции, Англии, Америке, Сербии, Канаде. Все московские Голицыны — потомки моей прапрабабки и ее мужа, губернатора, а затем московского городского головы князя Голицына Владимира Михайловича. Московских около ста человек и знают все всех, потому что моя прабабушка, Анна Сергеевна Голицына, жила открытым домом, и каждую Пасху собирала всех Голицыных за одним столом. Лично я знаю всех своих троюродных родственников, всех дядей и всех теть. Это характерная особенность всех дворянских родов», — рассказала она в одном из интервью.
У Анны Голицыной есть собственный творческий сайт. Это не блог, там только стихи, философские эссе или мысли и ее фотографии. А здесь — рассказ об отце Анны.
Георгий Сергеевич Голицын — академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор.

* * *

В оформлении страницы использована картина П.–О. Ренуара.

Мария О.