Владимир Шлаин

Добрые самаритяне

Путевые заметки
начинающего циника


«Мои родители были добрыми в меру,
и умными тоже в меру»
(Марк Твен)

Все, конечно, знают знаменитую евангельскую притчу о Добром Самаритянине, в которой повествуется о путнике, подвергшемся нападению разбойников, причем проходившие рядом священник и левит (служители Иерусалимского храма) не оказали ему помощь, а помощь оказал проезжавший самаритянин (житель Самарии), и не только оказал, а перевязал ему раны, отвез в гостиницу и оплатил содержание.

При этом Иисус дает понять, что именно такой человек и является обьектом для подражания. На эту тему существует много художественных произведений, в том числе знаменитая картина Рембранта и менее знаменитая картина В. Сурикова в Красноярском музее.

Для людей, знакомых с еврейской историей, в этой притче существует некоторый подтекст: почему именно такие персонажи выведены в этой притче.

По еврейской традиции священники и храмовые служители (коэны и левиты) являются носителями особой нравственной чистоты, еврейского закона. Так, например, люди с фамилиями Коэн и производным от Коэн (Коган, Коганович, Каганов…) считаются происходящими от первосвященника Аарона, брата Моисея, и в Израиле не имеют права жениться на разведенной женщине. Также ряд ограничений, как я слышал, сопутствует и потомкам колена Леви (левитам) — Левиным, Левитиным, Люисам…

Самаритяне же считались презренным, подлым народом. Почему? Об этом впереди.

Территории

«… все шесть Зон Посещения располагаются на
поверхности нашей планеты так, словно кто-то
дал по Земле шесть выстрелов из пистолета»
(А. и Б. Стругацкие)

Так вот, на еврейский праздник Суккот моя подруга получила приглашение от своего друга детства (сына довольно известного российского писателя) посетить его новый дом и заодно отметить праздник. Друг занимается издательским бизнесом, является владельцем магазина «Русская книга» и по случаю купил дом на «территориях» в Самарии, благо — дешево.

Территории — это такая часть Израиля, которая, по сути, не принадлежит никому.

Власть Палестинской автономии на них не распространяется, частью государства Израиль они тоже не являются. Управление осуществляет министерство обороны Израиля.

Этакая, используя терминологию Стругацких, «Зона». В Израиле она так официально и называется — зона «БИ».

Живут на территориях арабы и еврейские поселенцы. Причем поселением считается построенный евреями прекрасный новый город Ариэль — со своим университетом. Поселением считается и построенная рядом с Ариэлем промышленная зона Баркан. Там производят, в частности, и отличные вина.

Кто такие поселенцы? Поселенцы — это очень разнообразная публика, начиная от светской интеллигенции, которая живет там, потому что дешево, тихо и красиво; просто люди «правых» убеждений (правыми в Израиле, в отличие от России, называют людей, относящихся к национально-патриотическому лагерю); религиозные сионисты, носящие вязаные кипы (шапочки, символизирующие покорность Богу), одержимые мессианской идеей восстановления Израиля в его древних границах; живут там ортодоксальные иудеи в черных кипах, обживающие святые места наших предков; а также есть и совсем крайние религиозные отморозки, поджигающие арабские мечети (за что те им платят удвоенной «любовью»).

Русские израильтяне

«По вечерам он сидел в Мюнди-баре
и говорил легкомысленным девушкам:
«Настоящий эстонец должен жить в Канаде!»
(Сергей Довлатов)

Среди поселенцев много выходцев из бывшего Советского Союза.

Вообще, мы, русскоязычные израильтяне (не только живущие на территориях) представляем, на мой взгляд, довольно забавное сообщество (я говорю не обо всех, однако — приблизительно о девяноста процентах), кипу мы не носим, в синагогу не ходим, Священного писания ни при какой погоде не читаем. Русские магазины, торгующие свининой, процветают. Из кошерных продуктов употребляем только водку, празднуем оба новых года (еврейский и григорианский), причем, последний со значительно большим размахом и удалью, по субботам ездим на шашлыки (в древности за нарушение субботы казнили). Зато патриотизм зашкаливает, патриотизма больше, чем у защитников Иерусалимского Храма времен великого иудейскогого восстания против римлян.

Прибывшая русскоязычная эмиграция в большинстве своем настроена очень радикально и занимает в израильской политической жизни крайне правую националистическую позицию — правее только стенка. Причем, совершенно не важно, сколько времени человек в стране - два года или двадцать лет. Даже те, кто не выдержал напряженной военной ситуации в стране или просто, решив откосить от армии, сваливает в Канаду или Штаты, продолжает сохранять те же убеждения, оказывая огромную моральную поддержку государству Израиль из-за океана. Поэт Игорь Губерман рассказывал, что во время одного из его выступлений в Штатах какая-то расфуфыренная дама настойчиво просила передать израильскому правительству, чтобы не уступали ни пяди земли! Кстати, в этом и только в этом мы стыкуемся с выходцами из Марокко. Что делать, мы прошли прекрасную школу радикализма в стране исхода, где политическое мышление было черно-белым («все или ничего!», «взять все и поделить»). Известно, что менять убеждения и стиль мышления очень сложно, гораздо проще поменять знак с плюса на минус. Недавно прочитал статью, что декабристы были плохими, а Николай Первый (Палкин) — хорошим. Жду статью, где Пушкин будет плохим, а доносчик Фаддей Булгарин — хорошим (радетель государства!).

Однако существует такое интересное и парадоксальное наблюдение — русские евреи гораздо больше скучают по России, чем этнические русские, волею судеб оказавшиеся в Израиле. Я слышал такой анекдот: «Сидят на лавочке новые репатрианты из России. Подходит человек, спрашивает: «Скучаете по России?» Ответ: «Да что мы, евреи что ли?»

Бывают и курьезные случаи. Моя знакомая из Реховота (маленький израильский город) рассказала, что однажды, выгуливая внука, разговорилась с простой русской женщиной, волею судеб занесенной в нашу страну. Она возмущалась, что в Реховоте не могут построить «церкву» и ей приходится ездить в Тель-Авив, видимо совсем слабо представляя, куда она приехала.

Знаю другой, скорее грустный случай. Однажды в гостях я познакомился с очень интеллигентными московскими старичками — евреями. Их дочка вышла замуж за чистокровного русского парня, выпускника Физтеха. Приехав в Израиль, он принял иудаизм, ударился в его самую крайнюю форму — хасидизм. Потом заявил, что поскольку родители жены заключали брак в московском загсе и не проходили обряд еврейского бракосочетания, то они недостаточно чисты, и внуков он к ним не подпустит.

А что из себя представляют «русские» партии в Израиле — Мама Миа!

Когда смотришь на лица их лидеров, полное ощущение, что это либо бывшие деятели КПСС, либо комсомольские функционеры.

Двадцать лет назад, когда я только репатриировался в Израиль и еще нигде не был, то встретил в Хайфе на почте такого же «русского». Он предложил мне на халяву съездить в Тель-Авив на учредительный съезд новой русской партии ДА — «Демократия и Алия» (Алия — репатриация): бесплатный транспорт и бесплатная кормежка обеспечены. Я, естественно, согласился и в назначенное время пришел в указанное место. Быстро подогнали автобус, в автобусе раздали нам для ознакомления документ, который назвался «Мартовские тезисы». Я выразил протест, сказав, что документ серьезно устарел, и я уже читал «Апрельские тезисы». Когда мы приехали в Тель-Авив и расселись в зале, где проходил сьезд, председательствующий заявил, что мы теперь являемся членами ЦК новой «русской» партии.

Я немедленно задал меркантильный вопрос относительно персонального обеспечения транспортом членов ЦК (какую марку автомобиля нам предоставят?).

Затем были выборы в президиум (из зала раздался возглас: «Брата Леху возьмите!»), ну а далее началась такая свара, что я не выдержал и пошел осматривать Тель-Авив. Вернулся аккурат к бесплатному обеду, а потом был концерт, где выступил Игорь Губерман — и вот тут-то я не пожалел, что приехал.

Мероприятие

«Если бы все люди заботились только
о благополучии других, то ещё скорее
передрались бы между собой»
(Ярослав Гашек)

Когда я был молодым аспирантом Института проблем управления, то однажды спросил у одного из ведущих сотрудников, что такое метод «стохастической аппроксимации», на что получил ответ, что это не метод, а мероприятие.

Так вот, «поселения» играют ключевую роль в международном мероприятии под названием «Мирный процесс на Ближнем Востоке». Мирный процесс в настоящий момент вошел в мистико-иррациональную фазу. Все свелось к тому, что надо решить: возобновлять ли строительство на территориях или сохранять мораторий, а если сохранять, то именно где, а если продолжать, то опять именно где и т.д и т.п. Понятно, что все остальные проблемы уже решены. Терроризм задавлен. Религиозные и национальные границы преодoлены и стерты. Осталось только с поселениями разобраться и все будет тип топ. Маховик мирного процесса крутится, Международный Квартет совещается, американский президент заявляет, израильский Кнессет заседает, международные посланники курсируют туда-сюда. Страну посещает огромное количество долбанутых девиц и теток-миротворок, отдающих весь пыл неудолетворенного любовного чувства «мирному процессу». Они вместе с арабскими активистами и не менее долбанутыми на всю голову израильскими левыми с визгом и гиканьем пытаются разрушать электронные заграждения, поставленные израильской армией против террористов. На мой взгляд, лучше бы им заниматься обустройством бездомных кошек или собачек или, на худой конец, уж каких-нибудь птичeк исчезающих. Достали! Ох как достали!

Знал! Знал, о чем писал бывший красноармеец, циник, пьяница и двоежeнец Ярослав Гашек…

Каждый новый раунд переговоров начинается с традиционного террористического акта, благо гуманитарные деньги, на которые не грех и взрывчатки подкупить, в Палестинскую автономию текут рекой.

Совсем недавно была расстреляна машина с поселенцами — выходцами из Литвы, погибла целая семья. Глава семьи мечтал о построении Третьего храма на Храмовой горе в Иерусалиме. Жизнь в поселениях небезопасна и требует безусловного мужества со стороны поселенцев и, на мой взгляд, значительной доли безответственности по отношению к своим несовершеннолетним детям.

Так нужен ли вообще мир на Ближнем Востоке? Безусловно, но без «мирного процесса».

Самария

«Да, господа мои, в Зоне времени нет»
(А. и Б. Стругацкие)

Но вернемся к нашим самаритянам. Я, как человек абсолютно лишенный мистического и религиозного чувства и из всех праздников признающий только Новый Год по григорианскому календарю и еще, может быть, день воссоединения Украины с Россией, решил принять любезное приглашение посетить «территории» на праздник Суккот.

Суккá — это шалаш с плоской крышей из пальмовых ветвей. Праздник отмечается в честь скитаний наших праотцов в пустыне (ведь евреи были, да пожалуй и остались кочевым народом). Тот, кто соблюдает религиозную традицию, на неделю перебирается жить в Сукку. Благо, в Израиле продаются разборные шалаши с полиэтиленовыми стенками.

Прибыли к вечеру, кругом действительно красота — библейский пейзаж. Усеянные серо-белыми камнями горы, звезды над головой, тишина. Ощущение вечности и остановки времени. Отсюда вышел праотец Авраам, здесь в Шхеме он поставил первый алтарь. В Шхеме похоронен Иосиф — тот самый толкователь снов, которого коварные братья продали в Египет. Здесь на горах Гризим и Эваль Моисей завещал отпраздновать завоевание Ханаана. На горе Эваль был поставлен жертвенник и хранился ковчег завета (по версии самаритян, это было на Гризим), а с горы Гризим шесть Израильских колен произносили благодарственную молитву. Город Шхем или Сихем или по-арабски Наблус (был период, когда он назывался Неаполис) находится между двумя этими горами и был известен с 19 века до нашей эры. Кто его только не населял: ханаане, евреи, самаритяне, греки, крестоносцы, арабы. Сейчас он населен арабами и доступ туда евреям абсолютно запрещен. После войны за Независимость здесь образовался лагерь арабских беженцев, который долгое время был гнездом террора.

Посидели мы в Сукке по-русски, с водочкой. Пришли в гости соседи — питерцы. Она — художник. Зашел разговор о мирном процессе. Хозяин рассказал, что с местными арабами у них проблем нет, те ждут не дождутся окончания моратория на строительство, так как сразу появится работа, а местные арабские подрядчики озолотятся. В соседней арабской деревне хорошая аптека, на которой по-русски написано «Апитека». Вообще за время строительства еврейских поселений у многих местных арабов появились хорошие дома. И поэтому переходить из-под контроля такой экономически процветающей страны, как Израиль, в Палестинскую автономию у местных арабов желания нет. Те, кто совершает теракты — приезжие, им за это хорошо платят.

В конце вечера хозяин предложил на утро в субботу(!) съездить на гору Гризим, посмотреть Самарийский храм.

Сказано-сделано, на утро я сел за руль автомашины, а хозяин с красивой дочкой присоединились в качестве гидов. По дороге попадались машины сплошь с арабскими номерами. У самого въезда в Шхем повернули наверх к горе Гризим. На горе стоит по виду обычный израильский поселок, только на улице сидят дети, одетые в белые туники, — это и есть самаритяне.

Один из них угрожающе поднял камень — ездить в субботу запрещено. Затем прошел старик, тоже весь в белом, только верх шапочки красный (шапочка чем-то напоминает турецкую феску). Чуть выше на горе находится дворец, построенный арабским миллионером, который мы и приняли поначалу за самарийский храм, но настоящий храм (точнее, его развалины) оказались рядом. С горы как на ладони виден город Шхем.

Вид с горы Гризим на город Шхем и «лагерь» палестинских беженцев

Дворец, построенный арабским миллионером на горе Гризим


Прямо перед нами вывеска, запрещающая въезд израильтянам на территорию Палестинской Автономии. Шхем — это уже автономия. Я попросил дочку хозяина сделать несколько снимков. Много снимков сделать не удалось, так как подъехал бронированный джип с израильскими пограничниками, и нас попросили убраться подобру-поздорову, а то как бы чего не вышло, особенно в еврейский праздник. Поэтому часть фотографий я скачал из Интернета.

Самаритяне на горе Гризим в праздник Суккот держат свиток с законами Моисея. Самаритянин


Два Храма

«Не в совокупности ищи единства,
но более — в единообразии разделения»
(Козьма Прутков)

Самаритяне в переводе с иврита — «хранители». Так кто же такие самаритяне?

Начну опять издалека (в который раз!). Вообще я заметил, что начинающие авторы почти всегда начинают издалека, а поскольку я не просто начинающий, а очень начинающий, то начну очень издалека, прямо с царя Соломона. Поэтому пишу я для людей мужественных, умудренных трудностями жизни. Единственно, что могу клятвенно обещать, в рассказе напрочь не будет никаких описаний природы.

Откроем «Иудейские древности» Иосифа Флавия (еврейского историка, жившего в первом веке нашей эры, родившегося через пять лет после смерти Христа и первым из профессиональных историков упомянувшего его в своем труде).

Как пишет Флавий, в конце своего правления царь Соломон (построивший первый роскошный еврейский Храм) впал в ужасный блуд, чему косвенным подтверждением является великая «Песнь Песней». Причем впал настолько, что стал поклоняться богам своих наложниц. Всевышнему это не понравилось, и он предрек Соломону, что лично его наказание не коснется (за большие заслуги), а вот сын его будет владеть только двумя израильскими коленами — остальные десять от него отпадут. Действительно, после смерти Соломона еврейский народ возроптал — он устал от общественных работ (ведь построили не только Храм, но и роскошный дворец Соломону, а затем строили религиозные капища для его наложниц). Сын Соломона умом отца не обладал и разрулить эту проблему не смог. В результате десять колен Израиля откололись, образовав Северное Царство под названием Израиль со столицей в Шхеме, а за сыном Соломона остались только два колена (правда, очень многочисленные) — колено Иуды и колено Беньямина. Эти два колена образовали государство Иудея со столицей в Иерусалиме.

Со временем столица Северного Царства была пересена во вновь построенный город Самария, который дал название целой области.

Как обычно, начались междоусобицы, вооруженные конфликты между двумя царствами. Государства ослабли. Этим воспользовались сначала ассирийцы, захватив Самарию и часть жителей уведя в плен, переселив на их место часть населения из Мессопотами. Образовалось смешанное население. Жители Иудеи стали считать самаритян иностранцами, а сами самаритяне считали себя потомками Израиля. Через 150 лет аналогичное несчастье произошло и с иудеями. Вавилонский царь Навуходонассор захватил Иудею, разрушил храм Соломона и увел многих иудеев в плен. Правда, иудеям повезло больше. Вскоре Персия сокрушила Вавилонское царство, а персидские цари относились к иудеям очень хорошо. Персидский царь Кир, а затем Дарий Первый приказали отпустить иудеев домой, вернули все награбленные вавилонянами сокровища. Mало того, повелели восстановить Храм в Иерусалиме, организовав помощь материалами и рабочей силой. Так что Второй Иерусалимский Храм был построен во многом благодаря персам. Видимо, персидские цари понимали важность идеи единобожия в такой многоконфессиональной империи, как Персия. Перед самым вторжением Акександра Македонского произошли следующие события.

Брат иерусалимского первосвященника Манассий был женат на самаритянке Ее отец был сатрапом (персидским наместником) Самарии. Иудеи стали роптать — правоверный иудей не мог быть женат на иностранке, а особенно коэн. Тогда первосвященник потребовал от брата, чтобы он развелся или прекратил службу в Храме. Манассий поехал в Самарию и объявил тестю, что хочет развестись. Сатрап Самарии очень любил дочь и сделал неожиданное предложение зятю. Он построит для него такой же храм на горе Гризим и сделает его первосященником. Манассию это предложение понравилось. Был построен альтернативный храм. Говоря современным языком, возникла конкурирующая организация. И многие иудеи предпочли его, так как были женаты на иностранках, не хотели соблюдать строгий кашрут в еде и тд. и т.п. Альтернативный храм стал так популярен, что даже среди евреев, живших в Египте, возник конфликт: какому из храмов отчислять пожертвования.

Вскоре в землю обетованную вторгся Александр Македонский.Он сразу отправил послов в Иерусалим с требованием платить дань теперь ему, а не персам.

Иерусалимский первосвященник отказался, сославшись на то, что не может нарушить клятву, данную персидскому царю. Самаритяне же сразу переметнулись на сторону Александра, послав ему подкрепление. Александр двинул войско в Иерусалим, и иудеи приготовились к худшему, так как военные силы были несопоставимы. Но вопреки мрачным прогнозам, Александр очень милостиво отнесся к иудеям, проявил большой интерес к их религии (опять же, идея единобожия была, видимо, для него привлекательна). Он освободил иудеев в каждый седьмой год от налогов, а те, в благодарность, мальчиков, родившихся в тот год, назвали Александрами. Появилось полноправное еврейское имя Александр (был, например, иудейский царь Александр Янай).

Самаритяне, узнав о такой милости к иудеям, явились к Александру с просьбой и им даровать те же льготы. Александр спросил их — кто они. Самаритяне ответили, что они евреи. Александр спросил — так вы иудеи? Те ответили, что нет. Александр был очень озадачен и обещал разобраться с этим вопросом после похода в Египет. Видимо, разбирается по сей день, только уже в ином мире. Прошло время: империя Александра развалилась, евреи попали под власть сирийских греков Селевкидов, правители которых умом Александра не обладали и стали насаждать насильственную эллинизацию, запрещая евреям молиться их богу. Гибкие самаритяне тут же объявили, что посвящают их храм Зевсу (до лучших времен!), а иудеи подняли успешное восстание во главе с братьями Маккабеями и отстояли свое религиозное право. Как воспоминание об этой победе существует праздник Ханука. Вообще в Израиле много чего названо в честь Маккабеев: спортивные клубы, израильская олимпиада Маккабиада и один из двух сортов израильского пива (Маккаби).

Понятно, что после произошедших событий для правоверного иудея (к которым принадлежала и семья Иисуса) понятие самаритянин было синонимом слова проходимец.

Место, где стоял Самарийский храм, затем Храм Зевсa, затем церковь, а затем мечеть


Через 150 лет иудейский царь и первосвященник Иоанн Гиркан разрушил до основания Самарийский храм (выжег язву на теле иудаизма), а заодно и Шхем, полностью перепахав его. Была также разрушена столица — город Самария. Затем, с течением времени, на месте Самарийского храма была построена крестоносцами церковь, затем арабская мечеть, но и она была разрушена — время сметает все. А потомки самаритян вернулись на это место и продолжают религиозные службы и жертвоприношения баранов на Пасху, как во времена праотцов. Они признают только Моисеево Пятикнижие и неканонический вариант книги Иисуса Навина. Mолятся они сидя (как мусульмане), а не стоя и раскачиваясь, как евреи. Осталось их совсем мало: было время, когда их было около ста человек, но после того как они стали жениться на иностранках, то численность их выросла и составляет около семисот человек. По израильскому телевидению был показан документальный фильм о русской девушке, ставшей женой самаритянина. Часть самаритян проживает в Шхеме, часть в специальном квартале израильского города Холон, а часть на горе Гризим. Пишут они на древнееврейском языке (иврите), но используют более древний алфавит, восходящий к финикийскому. Израильское правительство относится к ним двойственно: с одной стороны, они подпадают под закон о возвращении (закон о репатриации), а с другой — им было отказано в просьбе обьявить их поселок на горе Гризим «еврейским поселением».

Не пощадило время и соперничающий Иерусалимский храм, разрушенный римским императором Титом две тысячи лет назад, в ходе героического,совершенно бессмысленного и безумного Иудейского восстания.

В Иерусалиме существует экскурсия по той части древнего города, которая в результате позднейшего строительства осталась под землей (подземные катакомбы). Там находится макет Иерусалимского Храма и сохранилась древняя нижняя часть западной стены храма — «Стены Плача». Цельные каменные блоки стены по размерам больше, чем блоки египетских пирамид (на моем снимкe они хорошо видны). Глядя на них и на макет, можно понять, каким грандиозным сооружением был Иерусалимский Храм.

Послесловие

«Ничто не придает книге такого веса
и достоинства, как послесловие»
(Марк Твен)

Один из моих коллег, если бы у него хватило терпения прочитать этот опус, обязательно спросил бы: «а в чем, собственно, главная идея?»

Отвечу по-еврейски: «А я знаю?» Просто хотел показать совершено полярное историческое поведение двух ветвей моего народа, приведшее, как это ни странно, к одному и тому же результату: потере главной религиозной святыни и национального очага.

Чье поведение было более мудрым? Умный человек конечно скажет, что во всем необходимо чувство меры. Только кто знает эту меру и кто когда ее использовал в истории? Где грань между компромиссом и предательством, между принципиальностью и фанатизмом?

А как относиться к фигуре самого Йосефа бен Матитьягу, главнакомандующего силами сопротивления в Галилее в эпоху Великого иудейского восстания (Иудейской войны) против Рима? После падения самого укрепленного галилейского города Иотопаты он вместо того чтобы с честью покончить жизнь самоубийством, как сделали его соратники, перешел на сторону врага, принял фамилию римских императоров Флавиев и стал великим историком Иосифом Флавием (любимцем трех римских императоров). Настолько великим, что при жизни ему была поставлена статуя в Риме. Позднее, его высоко ценили и христианские авторы.

Что двигало им, элементарная трусость и жажда жизни, или понимание бессмыслицы и безумия происходящего, а может быть ощущение своего иного великого предназначения в жизни? Кто теперь это знает.

А может быть был прав Царь Соломон, самый умный из когда либо живших на земле людей, понявший, что «все одна маета и ловля ветра» и предавшийся блуду.

2010 г., Хайфа


На странице «Наши авторы» вы можете найти ссылки на другие публикации Владимира Шлаина в журнале.

В заголовке «Путевых заметок» использована картина Василия Сурикова «Милосердный самаритянин».

(Мария Ольшанская)